Модели сетевого взаимодействия нуждаются в организационно-управленческих механизмах для своей реализации

27.06.2016 157

Дефицит квалифицированных рабочих кадров, тормозящий развитие российской промышленности, – остро стоящая проблема, плодотворно решить которую возможно только при плотном сотрудничестве профессиональных образовательных организаций и представителей рынка труда. В связи с этим большой интерес представляет проводившийся в Аналитическом центре при Правительстве РФ 23 июня круглый стол «Оптимизация организационно-управленческих механизмов в сфере образования при реализации моделей сетевого взаимодействия».

 

Поднятые круглым столом вопросы

 

Он объединил усилия 13 экспертов для решения проблемных вопросов, связанных с оптимизацией организационно-управленческих механизмов в сфере образования при реализации моделей сетевого взаимодействия. Был проанализирован отечественный и зарубежный опыт реализации моделей сетевого взаимодействия, определен перечень первоочередных проблем и рисков, а также обозначены направления совершенствования нормативно-правовой базы.

 

Так, по мнению заместителя декана экономического факультета МГУ имения М.В. Ломоносова Ирины Телешовой, одна из основных задач сегодня состоит прежде всего в конкретизации термина «сетевое взаимодействие». Только тогда можно будет под каждую модель расписать аспекты:

  • нормативно правового обеспечения;
  • финансового обеспечения;
  • содержательного обеспечения.

 

Практика в системе образования настолько многогранна, что позволяет анализировать и выявлять лучшие модели, которые лягут в основу систематизации всего материала.

 

В ходе круглого стола было выделено три основных типа организационно-управленческих моделей сетевого взаимодействия в образовании:

  • объединение держателей различного типа ресурсов;
  • интегративный вид;
  • ресурсная площадка.

 

Для системы образования были выделены следующие формы сетевого взаимодействия:

  • сетевые образовательные программы;
  • сетевые проекты;
  • сетевые экспериментальные аналитические мониторинговые исследования;
  • сетевые ассоциации и консорциумы.

 

Заместитель председателя ЦСО Профсоюза образования Михаил Авдеенко высказал мнение о том, что существуют большие недоработки в развитии системы финансирования субъектов сетевого взаимодействия. Действующие правовые рамки для финансирования таких проектов еще плохо отработаны и нуждаются в своем совершенствовании. Это еще одно из важных направлений работы.

 

Инна Каракчиева (старший научный сотрудник Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации) озвучила ключевые направления, определенные участниками круглого стола, которые позволили бы частично решить существующие проблемы в этом нормативно-правовом поле:

 

– ведение единого глоссария в рамках сетевого взаимодействия между организациями, которые реализуют образовательные программы и осуществляют образовательную деятельность;

 

– привлечение общественной организации для разработки нормативно-правовых актов в рамках сетевого взаимодействия.

 

По её мнению, многие трудности связаны с отсутствием единого информационного поля с разработками по этому вопросу и единой базы адресов образовательных организаций. Все эти нюансы позволили бы решить часть вопросов, которые были выявлены в ходе работы круглого стола.

 

Актуальность проблем, озвученных круглым столом

 

Последние годы все чаще несоответствие квалификации и количества выпускников потребностям экономики страны, отмечается как одна из основных проблем отечественной системы профессионального образования. На её решение были направлены различные реформы ПО и ДПО, внедрение модульного обучения, формирование новых ФГОС и профессиональных стандартов, и многие другие усилия. Но все они не дали ожидаемого системного эффекта, т. к. для комплексного решения этой проблемы требуется участие реальных заказчиков образовательных услуг — работодателей, которые должны определять пакет квалификационных требований по нужным им специальностям.

 

Именно поэтому так остро стоит вопрос о сетевом взаимодействии учреждений ПО и ДПО между собой и с работодателями. Как отмечено в статье Дочкина С.А., напечатанной в одном из выпусков научно-образовательного журнала «Профессиональное образование в России и за рубежом»: «Разработка перспективных моделей взаимодействия организаций ПО, других компонентов системы ПО региона с представителями регионального рынка труда и гражданами (потребителями образовательных услуг), ориентированных на широкое использование сетевых ресурсов и коммуникаций, обеспечивающих сетевое взаимодействие субъектов образовательного пространства, позволит решить задачи непрерывного образования взрослых, в том числе качественной подготовки рабочих кадров; методологию разработки и реализации модульных сетевых программ обучения, ориентированных на новые, универсальные знания и «сквозные» компетенции».

 

В связи с этим за последние два года Министерство образования и науки выпустило ряд документов предоставляющих методические рекомендации по сетевому взаимодействию образовательных организаций. В частности, письмо заместителя министра образования и науки РФ от 21.04.2015 г. № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме» (ВО СПО).

 

На сайте «Информио» также представлены «Рекомендации по разработке договора о сетевом взаимодействии образовательной организации с другими организациями», составленные Курманбаковой С.И (ВО СПО).

Во многих регионах России образовательные учреждения активно применяют на практике подобные рекомендации и могут поделиться своим практическим опытом. В их числе РГПУ им. Герцена, который активно занимается разработкой и реализацией сетевых магистерских программ, привлекая к партнерству не только ведущие российские ВУЗы, но и зарубежные. В 2015/16 учебном году в университете проходило обучение по 19 магистерским сетевым программам.

Активно реализуют проект сетевого обучения и ученые Красноярского края, считая его важным аспектом в повышении привлекательности и конкурентоспособности региональных ВУЗов. Это позволит студентам получить доступ к дисциплинам, преподаваемым в других высших образовательных учреждениях, вместе заниматься исследованиями и проводить практические занятия. А значит повысит качество подготовки будущих специалистов!

 

Елена Фёдорова

Пресс-служба Информио

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*