На балансе Минобрнауки числится 182 объекта незавершенного строительства на сумму более 38 млрд рублей

27.06.2016 383

Счетная палата в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

 

Коллегия Счетной палаты утвердила заключение об исполнении федерального бюджета Министерством образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).

В 2015 г. исполнение Минобрнауки России федерального бюджета по доходам составило 3,05 млрд рублей, или 160,9% запланированного объема. В основном перевыполнение обусловлено поступлением иных межбюджетных трансфертов, передаваемых федеральному бюджету на финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи рядом подведомственных учреждений Минобрнауки (например, ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет»), не включенных в базовую программу ОМС. Также значительное перевыполнение плановых значений было достигнуто по доходам, полученным от возврата бюджетными учреждениями остатков субсидий прошлых лет (368,3 млн рублей при запланированных 35 млн рублей).

Кассовое исполнение расходов составило 388,7 млрд рублей, или 99,3% общего объема бюджетных ассигнований. Неиспользованные остатки составили 2,7 млрд рублей.

Дебиторская задолженность Министерства за 2015 г в целом снизилась на 8,4 млрд рублей (в 2,7 раза), составив на 1 января 2016 г. 14,5 млрд рублей. Кредиторская задолженность на 1 января 2016 г. составила 13,2 млн рублей.

Согласно результатам проверки, на 1 января 2016 г. остатки субсидий на выполнение госзадания составили 11,6 млрд рублей. При этом установленные показатели госзадания (с учетом 10% отклонения) учреждениями выполнены. Аналогичная ситуация отмечалось и по итогам проверки 2014 года. Тогда Министерству было рекомендовано учесть остатки 2014 года при расчете субсидии на госзадание на 2015 год. Однако Министерством этого не сделано. Корректировка госзадания на 2016 год с учетом подтвержденных к использованию остатков 2015 года также не производилась.

Проверка показала, что в отчетном периоде Минобрнауки не были соблюдены графики перечисления субсидии на софинансирование расходных обязательств ряда регионов (от 1 до 2 месяцев), нарушены сроки возврата регионам подтвержденных остатков субсидий прошлых лет на формирование сети школ для обучения детей-инвалидов, модернизацию детских садов и выплату стипендий Правительства на сумму более 4 млрд рублей. Ассигнования на капитальные вложения доведены Министерством до подведомственных учреждений на 2 и более месяцев позже установленного срока.

Анализ реализации госпрограммы «Развитие образования» показал, что по итогам 2015 г. не выполнены 19 из 186 запланированных мероприятий, не реализованы 3 контрольных события из 81, не достигнуты целевые значения по 15 показателям, в том числе плановое значение показателя «Охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования».

Результаты проверки также свидетельствуют о низкой результативности капитальных вложений в рамках ФАИП. Из 85 объектов капитального строительства, включенных в ФАИП и подлежащих вводу в эксплуатацию в 2015 г., введено только 58 (68%). Кроме того, на балансе числится 182 объекта незавершенного строительства на сумму более 38 млрд рублей.

В ходе проверки были установлены факты неэффективного использования имущества, в том числе имущества, приобретенного для оснащения общежития студгородка в г. Санкт-Петербурге (ФГБУ «Управление межвузовского студенческого городка в Санкт-Петербурге») на сумму более 300 млн рублей. Объект в эксплуатацию не введен из-за судебных споров в отношении подрядчика. В 2016 году средства на завершение строительства не предусмотрены.

Кроме того, с 2014 г. не используется по назначению недвижимое имущество учебно-спортивной базы в Эльбрусском районе Кабардино-Балкарии. Вместе с тем расходы на ее содержание за два последних года составили почти 23 млн рублей.

Анализ исполнения государственных контрактов выявил ряд нарушений действующего законодательства, в том числе факты удорожания стоимости строительства 2-х объектов на общую сумму 1,3 млн руб.

По 5 государственным контрактам на общую сумму 1,9 млн рублей срок между заключением контракта на оказание услуг и проведением мероприятий составил не более 2-х рабочих дней, а по двум контрактам мероприятия проводились непосредственно в день его заключения.

При проверке МГТУ им. Н.Э.Баумана были установлены признаки нецелевого использования бюджетных средств на сумму 2,8 млн рублей: Так, в 2014 г. оплата 4-х договоров, заключенных с ФАУ Главгосэкспертиза России, произведена за счет средств, выделенных Университету на выполнение государственного задания. По указанным фактам выписано 8 протоколов об административных правонарушениях. Проверка также показала, что образовательная деятельность по программам среднего профессионального образования осуществлялась Вузом в отсутствие лицензии.

В ходе проверки были выявлены признаки аффилированности в отношении директора Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки, который одновременно являлся заведующим кафедрой Высшей школы экономики. Проверка показала, что в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации указанному ВУЗу в период с 2013 по 2015 гг. была выделена субсидия на повышение его конкурентоспособности в размере более 2,5 млрд рублей. Как было отмечено на Коллегии, размер предоставленной субсидии рассчитывался по формуле с использованием коэффициента, определяемого Минобрнауки на основании предложений Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России, секретарем которого является вышеупомянутый Директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки, ответственный за проведение мероприятий по поддержке ведущих университетов. При этом методика расчета указанного коэффициента не разработана.

Кроме того, Минобрнауки (в лице вышеупомянутого директора Департамента) рекомендовало вузам в рамках мероприятий по повышению конкурентоспособности ведущих университетов принять участие в программе профессиональной переподготовки «Лидеры изменений для глобальных университетов», разработанной московской школой управления «СКОЛКОВО». В результате 15 вузов заключили контракты на обучение сотрудников на общую сумму 85 млн рублей. По этим двум фактам подготовлено обращение в Генпрокуратуру.

Проверка использования государственного имущества выявила отсутствие у Минобрнауки правоустанавливающих документов на ряд числящихся на балансе недвижимых объектов. При этом подобные нарушения были обнаружены по результатам проверки исполнения федерального бюджета за 2014 год. Однако в течение 2015 года мер по их устранению принято не было.

Внутренний финансовый аудит в Минобрнауке не ведется.

По результатам проверки направлены представления в Минобрнауки России и МГТУ им. Баумана, информационное письмо - в Росимущество, обращение - в Генеральную прокуратуру. Заключение направлено в палаты Федерального Собрания. 

 

Источник: Счетная палата Российской Федерации

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*