Проблемы учета требований профстандартов в профессиональных образовательных программах (ВО, СПО)

24.06.2016 482

Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» установил новый регламент разработки основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, которые должны теперь учитывать профессиональные стандарты.

 

Проблемы учета требований профстандартов в профессиональных образовательных программах

 

Чтобы помочь разработчикам образовательных программ действовать в согласии с требованием 273-ФЗ, Министерством образования были разработаны в январе 2015 года «Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учётом соответствующих профессиональных стандартов» (ВО СПО). Цель этих рекомендаций прояснить вопросы, возникающие при разработке пакета документов образовательной программы, которые так или иначе связаны с профессиональными стандартами.

 

По ходу разработки таких вопросов может возникать множество, вызывая проблемы с учётом требований профстандарта в образовательной программе. В частности: где и как искать соответствующий профессиональный стандарт? В «Методических рекомендациях» прописано при поиске профессионального стандарта воспользоваться сайтом Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru/). Там находится Национальный реестр профессиональных стандартов (обновленный реестр профессиональных стандартов в системе "Информио" ВО СПО от 06.06.2016), включающий в себя реестры :

 

  • профессиональных стандартов;
  • областей и видов профессиональной деятельности;
  • трудовых функций.

 

Еще одна из трудностей, возникает на этапе сопоставления ФГОС и профессиональных стандартов. Она связана с различием в терминологии этих стандартов. Предметом их описания являются различные объекты. В то время, как объектом для ФГОС является выпускник, овладевший навыками какой-либо деятельности, объектом для профессиональных стандартов является сама деятельность. Естественно, что они оперируют различными в связи с этим терминами и классификациями. «Методические рекомендации» чётко прописывают как эту трудность можно преодолеть.

 

В связи с решением этой задачи становится всё более актуальной ещё одна проблема — устаревшие ФГОС. О необходимости актуализировать образовательные стандарты для ВО с учётом требований профессиональных стандартов шла речь за «круглым столом» «Актуальные вопросы образования и подготовки кадров для АПК: тенденции и перспективы», организованном 9 июня 2016 года Комитетом ГосДумы по аграрным вопросам. И это похоже не единственный сегмент сферы российского высшего образования, стандарты которого нуждаются в пересмотре.

 

Ещё одна проблема учёта требований профстандартов в профессиональных образовательных программах связана с разработкой средств оценки квалификации, которая должна являться основным результатом освоения таких программ ВО и СПО. Дело в том, что оценка квалификации имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке процедур и средств оценки результатов обучения с учётом существующих профстандартов. «Методические рекомендации» поэтапно описывают всю последовательность разработки таких оценивающих средств, давая четкое разъяснение практического применения.

 

Почему возникла необходимость подобного учета профессиональных стандартов в образовательных программах?

 

Профессиональные стандарты на смену квалификационным характеристикам

 

Тенденция российского законодательства последних лет к замене квалификационных характеристик новой системой профессиональных стандартов вполне обоснована. В отличие от ЕКСД, основным объектом описания которого является должность, система профессиональных стандартов сосредоточена на конкретных видах профессиональной деятельности, структурно описывая актуальные требования к квалификациям, необходимым для их выполнения.

 

Национальный план разработки профессиональных стандартов был подписан Владимиром Путиным в мае 2012 года. На сегодняшний день экспертным советом при Минтруде РФ уже согласовано более 200 профстандартов для 40 различных сфер деятельности. И работа продолжается. Эта новая система призвана решить целый ряд проблем российской экономики и системы образования: в частности, сократить разрыв между требованиями со стороны предприятий, которые они предъявляют к своим специалистам, и теми профессиональными компетенциями, которые получают будущие работники в ходе как высшего, так и специального профессионального образования.

 

Елена Фёдорова

Пресс-служба Информио

 

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*