По словам руководителя проекта, директора центра академического взаимодействия УрГПУ Наталии Леоненко, основанием для разработки и апробации инновационного проекта стало осознание необходимости приведения в соответствие содержания и технологий педагогической подготовки с утвержденным профессиональным стандартом педагога и новыми федеральными стандартами школьного образования. С этой целью в 2015-2016 учебном году на базе Центра академического взаимодействия была создана проектная группа, в которую вошли представители института психологии, института специального образования и профильных кафедр, обучающих бакалавров теории и методике обучения истории, математике, физике.
В течение трёх месяцев студенты третьего курса УрГПУ проходили педагогическую стажировку в СОШ № 140 и гимназии 116. Параллельно с интенсивной практикой интерны углубляли и теоретические познания: изучали технологию работы с разными контингентами детей (одаренными, с ОВЗ и др.), специфику коммуникаций со всеми субъектами профессионального взаимодействия учителя (педагог-педагог, педагог-администрация, педагог-ученик, педагог-родитель, ученик-ученик, ребенок-родитель и т.п.). Полученные знания студенты закрепляли непосредственно на базе интернатуры, выполняя специально разработанные задания. Экспертные оценки и самооценки самих интернов показали, что проект был эффективным. Совместными усилиями школьных педагогов и кафедральных наставников удалось достичь значимой динамики в уровне формируемых компетенций.
В переводе с латинского «интернатура» происходит от internus – «внутренний», и отражает идею профессионального сопровождения входа в профессию до становления самостоятельным специалистом. Такой механизм мог бы быть эффективным с точки зрения приведения в соответствие компетенций выпускников педагогических программ с требованиями стандарта учителя, но в российском педагогическом образовании такая традиция отсутствует. Трудности внедрения интернатуры обусловлены отсутствием в системе образования организационно-правовой модели, источников финансирования из средств федерального бюджета и ресурсов в штатном расписании баз интернатуры для приема стажеров.
Министерство образования и науки призвало педагогические вузы искать модели интернатуры, которые можно было бы использовать при подготовке педагогов. УрГПУ откликнулся на призыв, создав модель педагогической интернатуры в формате программы дополнительного образования, включающей в себя систему теоретических курсов и практик (стажировок) на базе школ-партнеров для студентов-бакалавров, обучающихся на III курсе по направлениям подготовки УГСН «Образование и педагогические науки». Программа педагогической интернатуры УрГПУ имеет модульную структуру, разработана совместно представителями университета и школы (базы интернатуры) и реализуется в сетевой форме с использованием ресурсов МАОУ «Гимназия № 116» и МАОУ «СОШ № 140 с углубленным изучением отдельных предметов». Актуальность модуля определяется тем, что заданные в нем образовательные результаты восполняют их отсутствие в основных образовательных программах подготовки педагогов.
В ходе апробации выделились две разные модели реализации проекта. Например, интерны-математики погружались в педагогическую деятельности при непосредственном участии своего кафедрального наставника – профессора Ирины Липатниковой. В этом случае освоение профессиональных компетенций и их рефлексия проходили параллельно. А вот интерны по профилям «физика» и «история» включались в педагогический коллектив школы и деятельность учителя без кафедрального руководителя: трудовые действия осваивались под руководством школьного педагога-наставника, а рефлексия освоенных действий проходила уже в университетских аудиториях. Как показал анализ динамики уровня компетенций интернов на контрольном этапе, обе модели являются эффективными в развитии профессионального педагогического мышления. Вместе с тем, коммуникативная компетентность имела более выраженную динамику в случае самостоятельного вхождения интернов в педагогический коллектив.
Анализ результативности проекта позволил не только констатировать эффективность, но и наметить организаторам проекта зоны усовершенствования проектной модели. Уже в следующем году педагогическая интернатура будет доступна для бакалавров – третьекурсников в 5 семестре в рамках основной образовательной программы: теоретический курс подготовки будет реализован в формате факультативного курса, а стажировка в школе будет проходить как альтернативная форма практики.
По итогам апробации проекта на прошлой неделе в УрГПУ состоялась итоговая конференция с участием интернов и всей проектной группы Педагогической интернатуры. Студенты поделились впечатлениями и своими открытиями.
Доцент института психологии Юлия Водяха проводила тренинги для студентов-интернов. Рассказывая о своих впечатлениях, Юлия Евгеньевна с гордостью подчеркнула, что среди ее слушателей было немало студентов с IQ выше ста тридцати трех, а это, по словам психолога, признаки интеллектуальной одаренности.
– Я видела, как тяжело было вам осознать, что в школе вас никто не ждет, как непросто было завоевать авторитет среди коллег, особенно в женском коллективе! – рассказала Юлия Водяха. – Но я горжусь, тем, что вы не отступили и показали: с вами можно работать!
Подводя итоги работы проекта пединтернатуры, не раз вспоминали позитивную энергию и инициативность руководителя интернов-математиков, зав.кафедрой теории и методики обучения математике института математики, информатики и информационных технологий Ирины Липатниковой. Именно Ирина Геннадьевна стала идейным вдохновителем проекта и внесла в его реализацию неоценимый вклад. Благодарили за поддержку профессора института физики, технологии и экономики Тамару Шамало. «Если бы не поддержка и совместные обсуждения идеи с Тамарой Николаевной, возможно, мы бы, до сих пор еще пребывали в состоянии нерешительности» – поделилась руководитель проекта Наталия Леоненко.
В финале встречи все интерны получили благодарственные письма ректора, сертификаты о прохождении интернатуры и даже денежное поощрение за участие в инновационном проекте.
Пресс-служба УрГПУ
Текст: Юлия Афанасьева
Фото: Василий Васильев
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.