Пединтернатура позволила студентам выйти за рамки представлений об учительской профессии

20.06.2016 78

По словам руководителя проекта, директора центра академического взаимодействия УрГПУ Наталии Леоненко, основанием для разработки и апробации инновационного проекта  стало осознание необходимости приведения в соответствие   содержания и технологий педагогической подготовки с утвержденным профессиональным стандартом педагога и новыми федеральными стандартами школьного образования.   С этой целью в 2015-2016 учебном году на базе Центра  академического взаимодействия  была создана проектная группа, в которую вошли представители института психологии, института специального образования и профильных кафедр, обучающих бакалавров теории и методике обучения истории, математике, физике.

В течение трёх месяцев студенты третьего курса УрГПУ проходили педагогическую стажировку в СОШ  № 140  и гимназии 116. Параллельно с интенсивной практикой интерны углубляли и  теоретические познания: изучали технологию работы с разными контингентами детей (одаренными, с ОВЗ и др.), специфику коммуникаций со всеми субъектами профессионального взаимодействия учителя (педагог-педагог, педагог-администрация, педагог-ученик, педагог-родитель, ученик-ученик, ребенок-родитель и т.п.). Полученные знания студенты закрепляли непосредственно на базе интернатуры, выполняя специально разработанные задания. Экспертные оценки и самооценки самих интернов показали, что проект был эффективным. Совместными усилиями школьных педагогов и кафедральных наставников удалось достичь значимой динамики в уровне формируемых компетенций.

В переводе с латинского «интернатура» происходит от internus – «внутренний»,  и отражает идею профессионального сопровождения входа в профессию до становления самостоятельным специалистом. Такой механизм мог бы быть эффективным с точки зрения приведения в соответствие компетенций выпускников педагогических программ с требованиями стандарта учителя, но в российском педагогическом образовании такая традиция отсутствует. Трудности внедрения интернатуры обусловлены отсутствием в системе образования организационно-правовой модели, источников финансирования из средств федерального бюджета и ресурсов в штатном расписании баз интернатуры для приема стажеров.

Министерство образования и науки призвало педагогические вузы искать модели интернатуры, которые можно было бы использовать при подготовке педагогов. УрГПУ откликнулся на призыв, создав модель педагогической интернатуры в формате программы дополнительного образования, включающей в себя систему теоретических курсов и практик (стажировок) на базе школ-партнеров для студентов-бакалавров, обучающихся на III курсе по направлениям подготовки УГСН  «Образование и педагогические науки». Программа педагогической интернатуры УрГПУ имеет модульную структуру,  разработана совместно представителями университета и школы (базы интернатуры) и реализуется в сетевой форме с использованием ресурсов МАОУ «Гимназия № 116» и МАОУ «СОШ № 140 с углубленным изучением отдельных предметов».  Актуальность модуля определяется тем, что заданные в нем образовательные результаты восполняют их отсутствие в основных образовательных программах подготовки педагогов.

В ходе апробации выделились две разные модели реализации проекта. Например, интерны-математики погружались в педагогическую деятельности при непосредственном участии своего кафедрального наставника – профессора Ирины Липатниковой. В этом случае освоение профессиональных компетенций и их рефлексия проходили параллельно. А вот интерны по профилям «физика» и «история»  включались в педагогический коллектив школы и деятельность учителя без кафедрального руководителя: трудовые действия осваивались под руководством школьного педагога-наставника, а рефлексия освоенных действий проходила уже в университетских аудиториях. Как показал анализ динамики уровня компетенций интернов на контрольном этапе, обе модели являются эффективными в развитии профессионального педагогического мышления. Вместе с тем, коммуникативная компетентность имела более выраженную динамику в случае самостоятельного вхождения интернов в педагогический коллектив.

Анализ результативности проекта позволил не только констатировать эффективность, но и наметить организаторам проекта зоны усовершенствования проектной модели. Уже в следующем году педагогическая интернатура будет доступна для бакалавров – третьекурсников в 5 семестре в рамках основной образовательной программы: теоретический курс подготовки будет реализован в формате факультативного курса, а стажировка в школе будет проходить как альтернативная форма практики.

По итогам апробации проекта на прошлой неделе в УрГПУ состоялась итоговая конференция с участием интернов и всей проектной группы Педагогической интернатуры.  Студенты поделились впечатлениями и своими открытиями.

Доцент института психологии Юлия Водяха проводила тренинги для студентов-интернов. Рассказывая о своих впечатлениях, Юлия Евгеньевна с гордостью подчеркнула, что среди ее слушателей было немало студентов с IQ выше ста тридцати трех, а это, по словам психолога, признаки интеллектуальной одаренности.

 – Я видела, как тяжело было вам осознать, что в школе вас никто не ждет, как непросто было завоевать авторитет среди коллег, особенно в женском коллективе! – рассказала Юлия Водяха. – Но я горжусь, тем, что вы не отступили и показали: с вами можно работать!

Подводя итоги работы проекта пединтернатуры, не раз вспоминали позитивную энергию и инициативность руководителя интернов-математиков, зав.кафедрой теории и методики обучения математике института математики, информатики и информационных технологий Ирины Липатниковой. Именно Ирина Геннадьевна стала идейным вдохновителем проекта и внесла в его реализацию неоценимый вклад. Благодарили за поддержку профессора института физики, технологии и экономики Тамару Шамало. «Если бы не поддержка и совместные обсуждения идеи с Тамарой Николаевной, возможно, мы бы, до сих пор еще пребывали в состоянии нерешительности» – поделилась  руководитель проекта Наталия Леоненко.

В финале встречи все интерны получили благодарственные письма ректора, сертификаты о прохождении интернатуры и даже денежное поощрение за участие в инновационном проекте. 

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Юлия Афанасьева
Фото: Василий Васильев




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*