К 2030 году все образовательные организации России станут доступными для лиц с ОВЗ

20.05.2016 832

19 мая в Уральском государственном педагогическом университете состоялась пресс-конференция на тему «Инклюзивное образование в Свердловской области: ресурсы и перспективы». Мероприятие прошло в первый день работы Всероссийского психолого-педагогического форума «Доступное образование - Доступная страна».

С 1 сентября 2017 года Свердловская область готовится перейти на новый ФГОС по инклюзивному образованию. Процедура апробации стандарта начата в 2014 году. Тогда, по словам министра общего и профессионального образования Свердловской области Юрия Биктуганова, были выявлены серьезные пробелы.

«Для реализации федерального государственного образовательного стандарта нужен переход с соблюдением определенных критериев условий подготовки образовательных организаций. По мере готовности образовательных организаций мы обязательно проведем анализ и определим, какая из них сегодня приступает к реализации нового ФГОС, насколько они готовы», - сообщил министр.

Привести в соответствие предстоит немало пунктов, среди которых кадровая составляющая, материально-техническая база, логистика, доступность и, самый важный сегодня критерий, по мнению Юрия Биктуганова, это востребованность родителями тех услуг, которые необходимы.

«Существует множество особых требований и условий. Этот вопрос сегодня серьезно изучается министерством образования Свердловской области для того, чтобы мы могли качественней обеспечить условия реализации федерального стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, – продолжил обсуждение Юрий Иванович. – В Свердловской области 447 000 учащихся. Из них 4,8 % – дети с ограниченными возможностями здоровья. Работу по апробации внедрения федерального государственного образовательного стандарта сегодня обеспечивают 66 образовательных организаций, 5 специализированных центров и 7 медико-педагогических комиссий. На основании изучения исследований и выявленных проблем мы выстраиваем систему поддержки, в том числе и финансовой, как муниципалитетов, так и образовательных организаций. Сегодня 29% школ участвуют в госпрограмме «Доступная среда». Это не все, а только 323 школы в области. Поле деятельности просто огромное. Мы понимаем, что из 323 школ только 116 создали базовые условия для инклюзивного образования. Эти вещи мы тоже оцениваем и определяем те ресурсы, которые сегодня необходимы. Хорошо, что Свердловская область с 2011 года ежегодно на конкурсной основе получает финансовые средства при поддержке областного бюджета. И шаг за шагом мы ведем эту работу для того, чтобы обеспечить все эти условия».

Также министр подчеркнул значимость кадровой обеспеченности, реализуемой Уральским государственным педагогическим университетом.

«Известно, что с 2017 года мы переходим на новый ФГОС и поэтому для нас очень важным и серьезным ресурсом является то, что УрГПУ имеет институт, факультеты, которые обеспечивают подготовку кадров и исторически так сложилось, что именно УрГПУ готовит соответствующие кадры для системы образования. Они сегодня очень востребованы».

Юрий Иванович отметил практикоориентированность всероссийского психолого-педагогического форума «Доступное образование - Доступная страна», подчеркнув, что наука и практика сегодня должны идти вместе с учетом российского и международного опыта.

«Уверен, что сегодняшний форум даст возможность нашим педагогам, студентам университета выявить проблемы, определить пути их решения. Задача руководителей органов исполнительной власти, муниципальной власти – обеспечить реализацию тех направлений, которые будут выработаны в процессе обсуждения данного форума. постоянно надо сверять наши действия и нашу работу с теми новшествами, которые сегодня требует жизнь".

О доступности инклюзивного образования в России рассказала проректор по инклюзивному образованию Московского городского психолого-педагогического университета Светлана Алехина. Она назвала само понятие доступности инклюзивного образования неоднозначным и универсальным, благодаря тому, что идея инклюзии сегодня находит развитие и поддержку во всем мире.

«Существуют семь универсальных критериев, которые определяют доступность системы организаций. И это не только мобильная доступность и доступность архитектурных зданий, но социальная и финансовая доступность, и все то, что связано с навигацией внутри помещения, территориальной доступностью, то есть доступность услуги для потребителя, для того, чтобы она действительно была для него реализуема», - рассказала Светлана Владимировна.

Она отметила, что критерии доступности на сегодняшний день малознакомы. Но в рамках государственной программы «Доступная среда», которая уже 5 лет проработала и продлена еще на ближайшие 5 лет, задача привести организации в соответствие с критериями доступности будет решена до 2020 года. Программа имеет финансовое обеспечение со стороны государства.

«В 2015 году, когда программа получила пролонгацию, появились два очень важных стратегических документа, помимо государственной программы «Доступная среда», это два приказа Министерства образования и науки РФ №1399 и №1309, которые определили критерии и параметры доступности всех подведомственных образовательных организаций, которые до 2030 года, все до единой, должны стать доступными», – сообщила проректор МгППУ Светлана Алехина.

По мнению Светланы Владимировны сегодня мало говорить только о доступности объектов. Самое важное – доступность услуг. «Это правительственная стратегия касается не только образования, но и всех отраслей, является долгосрочной и определяет поэтапное вхождение посредством дорожных карт с привлечением общественных организаций к экспертизе сред и степени их доступности, и поэтапное движение к тому, чтобы все организации всех отраслей в нашей стране были доступны для людей, имеющих разные ограничения. Поэтому здесь есть, о чем подумать и куда приложить усилия». – Подытожила Светлана Владимировна.

Об обеспеченности реализации инклюзивного образования профессиональными кадрами рассказала первый проректор – проректор по учебной работе УрГПУ Светлана Минюрова.

«Уральский государственный педагогический университет уже много лет готовит специалистов, которые помогают людям самых разных возрастов, с разными особенностями познавать окружающий мир. Это педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, это педагоги по специальной работе с населением – социальные педагоги. Эти педагоги имеют очень хорошую подготовку по профилактике, коррекции, психолого-педагогическому просвещению населения, знают, как работать с инклюзией. Ежегодно для работы в этих сферах разных образовательных организаций УрГПУ готовит порядка 400 выпускников», – сообщила Светлана Алигарьевна.

Кроме того, первый проректор – проректор по учебной работе УрГПУ рассказала о том, что уже много лет в УрГПУ действует Межрегиональный центр по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ.

«Это методический центр, где за годы работы накоплено значительное количество материалов, методических разработок, пособий и того самого бесценного опыта, который помогает педагогам, и начинающим и действующим, двигаться в направлении доступности образования для самых разных людей в нашем регионе и, собственно, в Российской Федерации. В УрГПУ есть отдельный центр по работе со студентами, которые имеют особенности в своем развитии, и создаются адаптивные образовательные программы для того, чтобы люди имели возможность получать высшее образование на разных факультетах, в разных институтах нашего университета. И далее уже воплощать себя в профессии и помогать другим людям, которые также желают шагать по жизни как можно более осознанно, комфортно и продуктивно», - рассказала Светлана Минюрова.

Она также сообщила, что университет уже сейчас готовит более ста волонтеров, чтобы в 2017 году принять в Екатеринбурге Первый международный Всемирный конгресс инвалидов и лиц с ОВЗ. Более трети волонтеров владеют иностранными языками, чтобы сопровождать гостей конгресса и создавать для них доступные условия.

Тему инклюзивного спорта прокомментировал Депутат Законодательного собрания Свердловской области, заместитель председателя комитета по социальной политике Сергей Чепиков.

«Тема инклюзивного спорта очень обширна. Я рад, что она широко обсуждается в Уральском государственном педагогическом университете. Вместе с коллегами мы делаем выезды на спортивные объекты, чтобы проверить их состояние. И должен сказать, что даже недавно построенные объекты не соответствуют нормам. Где-то нет пандуса, где-то не соответствует высота поребрика. Что уж говорить о спортивных объектах, построенных в 60-70-е годы?» – сообщил Сергей Владимирович.

Тем не менее, Сергей Владимирович подчеркнул, что современные технологии позволяют привести в соответствие даже постройки прошлых десятилетий, например установить лифты с фасадов. В этом плане Свердловская область получает финансовую поддержку на федеральном и региональном уровнях.

«Важно чтобы все было сделано качественно, чтобы конкурсная документация по усовершенствованию спортивных объектов была составлена правильно, были хорошие специалисты, чтобы было взаимодействие между министерствами и теми подрядными организациями, которые могут осуществить эту деятельность. Нужно понимать, что у нас действительно большой процент учреждений, в том числе спортивных, не оборудованных в соответствии с программой «Доступная среда».

Сергей Чепиков призвал эффективно использовать выделяемые средства и объединить усилия. Он также поблагодарил организаторов всероссийского форума «Доступное образование – доступная страна» за внимание к инклюзивному спорту, отметив в программе форума мастер-классы профессиональных спортсменов и тренеров. По мнению депутата, это большой шаг вперед.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Юлия Афанасьева,
Фото: Василий Васильев




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*