Клячко: родители довольны школой, но считают, что к ЕГЭ она не готовит РИА Новости http://ria.ru/sn_edu/20160516/1434006061.html#ixzz48sv2CzdX

17.05.2016 50
Источник: РИА Новости
 
 
Директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Татьяна Клячко рассказала о том, что изменилось в самочувствии педагогов и родителей школьников за последние годы, насколько заметны перемены к лучшему и о многом другом.

Повышение зарплат учителей привело к переменам в российских школах: впервые за долгое время учителя перестали чувствовать себя людьми второго сорта, и в школу начался приток молодых педагогов. Насколько заметны перемены к лучшему? Что изменилось в самочувствии педагогов и родителей школьников за последние годы? Об этом корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказала директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ Татьяна Клячко.

- Татьяна Львовна, Вы проводите мониторинг эффективности школы ежегодно, начиная с 2013 года. Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных результатах Ваших наблюдений за последнее время.

— Нас интересовало, прежде всего, как система школьного образования реагирует на прошедшее в 2013-2015 годах повышение заработной платы учителей. В первую очередь, этим повышением довольны директора школ: они считают, что оно позволяет им привлекать в школу молодых учителей. Может быть, это звучит несколько странно, но в последнее время в школы начали приходить по два-три молодых учителя в год. До этого, как следует из опроса 2013 года, приток молодых учителей был намного меньше. 

Что касается самих учителей, то здесь картина значительно более сложная. Шесть процентов учителей из года в год говорят нам, что их заработная плата повышена, по их мнению, серьезно, и они это ощутили очень хорошо. А 41% учителей сообщают, что заработная плата выросла, но незначительно; они ожидали большего и поэтому не очень довольны. Еще 6% учителей говорят, что зарплата у них снизилась, а остальные 47% — что осталась на прежнем уровне. Это свидетельствует о том, что при общем повышении заработной платы усиливается дифференциация заработной платы внутри педагогических коллективов. Одни учителя существенно выиграли от этого повышения, другие выиграли незначительно, а третьи и вовсе проиграли.

- Может быть, в этом и состояла идея реформы — хорошие учителя должны были выиграть, а плохие проиграть?

— Мне представляется, что это, скажем мягко, не совсем верная позиция. Если учитель не очень хороший, он вообще не должен преподавать в школе, а если наказывать его снижением заработной платы, он будет вымещать свое недовольство на детях. К сожалению, учителя говорят о том, что даже после повышения заработной платы они не ощутили заметного роста своего материального благополучия. Оно в целом складывается из материального положения их семей, которое, по их представлениям, либо уже стало хуже, либо многие из них этого ожидают.

- Показал ли мониторинг какие-то позитивные перемены в российской школе?

- Да, например, можно сказать о реакции родителей на повышение заработной платы учителей. В последнее время СМИ часто сообщают, что заработная плата учителей достигла среднего уровня по экономике региона, и, благодаря этому, родители начали воспринимать учителей не как бедных людей, с некоторой долей превосходства, что было еще в начале 2000-х годов, а как представителей среднего класса. А это повлекло за собой рост уважения к профессии учителя. Это наиболее позитивный, с моей точки зрения, результат повышения заработной платы учителей и той информационной кампании, которая проводилась в обществе по этому поводу.

- Какие еще результаты мониторинга показались Вам интересными?

— В школах некоторое время назад была введена новая система оплаты труда, при которой часть заработной платы учителя формируется как стимулирующая надбавка. И мы выясняли, считают ли учителя справедливым или несправедливым распределение этих надбавок. Оказалось, что большинство считает распределение этих стимулирующих надбавок справедливым, однако, примерно 15-20% учителей придерживаются противоположной точки зрения. По всей видимости, это те, кто проигрывает большинству по зарплате. Но самые интересные и парадоксальные результаты, на мой взгляд, связаны с отношением родителей к тому, как работает школа.

- В чем же состоит этот парадокс?

— По данным нашего исследования, родители считают, что школа, в которой учится их ребенок (вне зависимости от того, обычная ли это школа, гимназия или лицей) — хорошая. В ней, как правило, реализуются все родительские запросы – научить ребенка, привить ему дисциплину, заинтересовать его дополнительными занятиями. Большинство родителей говорят, что школа выполняет свои функции, и это тоже очень хороший результат.

Однако, парадоксальным образом, одновременно с этим родители считают, что в системе школьного образования все плохо. Они рассуждают так: "Я потрудился и выбрал для ребенка хорошую школу, и теперь у меня все в порядке – и с ребенком, и со школой, в которой он учится. Но вообще-то ситуация в системе школьного образования оставляет желать лучшего". Это, на мой взгляд, крайне интересный результат, который мы получаем из года в год.

- Откуда берется эта точка зрения?

— Я думаю, все дело в негативном мнении, который отчасти формируется, так сказать, с помощью СМИ, о том, что детей у нас плохо учат. Родители воспринимают это как общее место. Правда, речь идет, в основном, о городских жителях, у которых есть выбор школ. На селе, где выбора нет, просто говорят, что "у нас хорошая школа и с нашими детьми все в порядке". Ведь если у человека нет выбора, он, как правило, внутренне соглашается с тем, что есть.

Есть и другое интересное наблюдение, которое кажется мне негативным. Если вдруг у школьника случаются какие-то проблемы, то родители, прежде всего, склонны осуждать своего ребенка, а не школу или себя. "Школа-то хорошая, а мой ребенок не тянет, не занимается". С этим отношением надо что-то делать, потому что такая реакция родителей на неуспехи собственных детей и на проблемы, связанные со школой, не способствует ни взаимопониманию с детьми, ни нормальному обучению ребенка.

- Может быть, сама школа готовит для этого почву? Родители привыкли слышать от учителей: "Ваши дети не учатся, вы с ними не занимаетесь".

— В каком-то смысле да. Но очень странно то, что родители не встают на защиту собственных детей. Очень интересна и другая родительская реакция на те сложные процессы, которые сейчас происходят в системе школьного образования. С одной стороны, родители считают, что школа, в которой учится их ребенок, хорошая и исполняет все те задачи, который перед школой стоят. Но с другой стороны, до 75% родителей считают, что школа не может подготовить ребенка к сдаче ЕГЭ на высокие баллы. Опять парадокс: в школе все хорошо, но подготовить к экзаменам она не может.

- Нужны репетиторы, курсы…

— Да, существует целый спектр представлений о том, что должна сделать семья и что должен сделать ребенок, для того чтобы сдать ЕГЭ на высокие баллы и поступить в хороший вуз. Родители старшеклассников считают своей обязанностью вытащить ребенка на этот уровень. Сейчас большинство родителей стремится после девятого класса оставлять ребенка в школе и потом практически безальтернативно ориентируются на вуз.

Правда, в последнее время растет число поступивших после девятого класса в учреждения среднего профессионального образования (СПО). Отчасти это связано с тем, что СПО теперь объединяет подготовку рабочих и специалистов среднего звена. Но это не значит, что в голове родители не держат ту же самую конечную цель – поступление в высшее учебное заведение. Они говорят: "Сначала пусть пойдет в колледж, а там посмотрим". Получается своего рода обходной маневр.

- То есть прежняя установка родителей на поступление их детей в вуз сохраняется?

— Да, хотя и немного корректируется экзаменами ОГЭ и ЕГЭ. В принципе, эта ситуация характерна и для других стран. Если в высшую школу идет больше 2/3 детей из какой-то местности, то родитель, у которого ребенок в вуз не попадает, считает, что он не выполнил свои родительские обязанности и ощущает себя достаточно плохо.

Кроме того, в семьях, где хотя бы у одного родителя есть высшее образование, установка на высшее образование для детей практически обязательна. Родителям со средним профобразованием также очень важно, чтобы ребенок при помощи высшего образования улучшил свой социальный статус и повысил, тем самым, социальный статус их семьи.



Источник: РИА Новости

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*