Источник: Российская газета
Текст: Матвей Соколов
Опросы, проведенные в школах, показали, что школьники активно пользуются мобильными телефонами для самостоятельной подготовки к урокам и общения в процессе обучения. Самые востребованные приложения - Facebook, MSN Messenger и Skype. Помимо этого, ученики охотно пользуются Google Docs для совместной работы над документами.
Все больше школ вводят программу "1:1" - учителя и ученики получают ноутбук или планшет для работы. Помимо ноутбуков, планшетов и смартфонов появилось множество устройств, делающих обучение интересным и понятным. Например, интерактивные доски - большие сенсорные экраны, связанные с компьютером и проектором, на которых можно писать, вносить пометки и так далее.
Учителя, которые всегда играли важную роль в передаче знаний, по-прежнему необходимы, но их роль меняется. Сейчас они не просто вещают с кафедры, но и оказывают непрерывную помощь в повседневном получении знаний. Устройства, подключенные к Интернету, а также онлайн-сервисы позволяют родителям лучше понять, насколько хорошо успевают в учебе их дети. Кроме того, с помощью гаджетов повышается эффективность общения родителей с учителями и школьной администрацией.
Но цифровым становится не только среднее, но и высшее образование. Драйвером внедрения информационных технологий в учебные заведения выступил возрастающий по всему миру спрос на образование. По данным исследования Eduson.tv "Education Forecast 2040 Russian", к 2020 году только в Китае каждый год в университетах будут учиться 51 миллион студентов. Традиционное образование уже не справляется с потоком студентов, и школы не могут принять всех желающих. Выходом становятся массовые открытые онлайн-курсы. Их количество увеличилось в разы за последние пять лет, и онлайн-образование в Интернете уже стало достаточно бытовой темой. Сейчас среди университетов США 96 процентов предлагают хотя бы один онлайн-курс.
Благодаря Интернету появились новые учебные модели, заменяющие традиционные классы. "В их числе Khan Academy, позволяющая прослушивать лекции, находясь дома, и делать домашнюю работу в классе, - рассказал эксперт по развитию бизнеса Ericsson в регионе Северная Европа и Центральная Азия Евгений Уткин. - Студенты, обучающиеся в Индии в рамках проекта Hole-in-the-Wall, получают знания с минимальным вмешательством в процесс обучения со стороны преподавателей".
В России массовые онлайн-курсы появились относительно недавно: первые интернет-библиотеки видеолекций от лекторов вузов были запущены в 2012 году. Среди этих проектов с университетами работают "Универсариум", "Лекториум" и другие.
Наиболее популярным и востребованным форматом онлайн-образования, как в России, так и во всем мире, сегодня становится обучение через игры или интерактивные упражнения. Игра сегодня - один из способов доносить реальные знания. Некоторые разработчики создают продукты, обучающие математике, алгебре, физике в игре. Игровые механизмы для обучения английскому языку используются в приложении LinguaLeo: у учеников есть игровой персонаж, прокачка уровней, очки опыта, задания и квесты, виртуальная валюта.
Очевидно, что у "цифрового" образования помимо положительных сторон есть и отрицательные. Главная проблема - возникает ложное ощущение доступности знаний и легкости их усвоения. Но это далеко не так. "С одной стороны, предстоит создать колоссальное количество качественного образовательного контента, с другой стороны - обучение процесс трудный, - отметил основатель просветительского проекта "Лекториум" Яков Сомов. - Скачать образование прямо в мозг не получается. Чтобы стать специалистом в серьезной области, нужно потратить годы".
Среди минусов повсеместной доступности любых данных также повышение уровня информационного шума. Объем информации настолько велик, что неподготовленному человеку стало значительно труднее отделить зерна от плевел, а экспертное мнение - от выдумки. Поэтому эксперты рекомендуют отбирать образовательный контент очень внимательно.
В Японии в рамках проекта сотрудничества Национального института информатики и технологических компаний ученые разрабатывают умного робота, который мог бы сдать вступительные экзамены в Токийский университет. Эти экзамены считаются одними из самых сложных в стране. Недавно робот прошел свои первые испытания, набрав 511 баллов из 950. По прогнозам разработчиков, к 2016 году робот должен сдавать экзамены на высокие баллы, в 2021-м - набрать столько баллов, сколько нужно для поступления. Разработка программного обеспечения робота, который может проходить вступительные испытания в вузе, является очень важным моментом для страны, где испытания являются важной составляющей общественной культуры. Большинство студентов Японии учатся дополнительно в течение многих лет, чтобы подготовиться к испытаниям в университет.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.