Источник: Российская газета
Текст: Ирина Ивойлова
Это формальные критерии. Еще нужны высокая мотивация работать с детьми, глубокое знание своего предмета, способность им заинтересовать детей, стрессоустойчивость. Отбор идет в четыре этапа, затем летом на пять недель будущие учителя выезжают на педагогическую практику в лагерь. Там им читают лекции известные педагоги, директора топовых школ, вузовские преподаватели.
Тот, кто успешно прошел практику, получает место в школе и стипендию от партнеров проекта. Сейчас в проекте участвуют школы Москвы, Подмосковья, Воронежа и Воронежской области. В течение двух лет молодых педагогов доучивают по особым методикам, которые разработаны в партнерстве с Институтом развития образования ВШЭ. Рабочее расписание составляется так, чтобы у них всегда был свободный день для занятий или обмена опытом. В этом году в проекте участвуют 40 человек.
Екатерина Трушина - выпускница Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Ее специальность - "менеджмент". Сейчас она преподает литературу в московской школе N 554. Кроме нее на работу в эту школу приняли пять участников проекта. Английский язык ведет выпускница факультета международных отношений СПбГУ, обществознание - социологического факультета МГУ, мировую художественную культуру - выпускница ВШЭ, географию - выпускник географического факультета Тверского госуниверситета.
- Я жила в городе Полярные Зори. Окончила там музыкальную школу, получила разряд кандидата в мастера спорта по плаванию, увлекалась театром, хорошо знала литературу и собиралась поступать на филфак в пединститут им. Герцена. Но пошла на "финансы и экономику", - рассказывает Екатерина Трушина.
Учеба и стажировки в финансовых компаниях показались ей скучными. А вот школа - совсем другое дело. Ей дали часы по литературе в 5-х и 6-х классах. Причем русский язык ведет наставник Екатерины, учитель с большим опытом Татьяна Кузнецова. У педагогов есть совместные проекты, когда тема, затронутая на уроках литературы, находит продолжение на уроках русского. Наставник часто бывает на уроках своей подопечной, дает советы и помогает с методическими вопросами.
Конечно, подготовка к занятиям отнимает у выпускницы экономического вуза гораздо больше времени, чем у любого профессионального словесника, трудно подстроиться под стандарты, учесть методические требования, надо время, чтобы перечитать тексты. Но плюсов гораздо больше.
- Выпускники программы - это молодые специалисты, имеющие огромное желание работать в школе. Они успешные и активные, у них нешаблонное мышление, они больше заточены на метапредметность, которую требуют стандарты. В нашей школе появилась команда инициативных, позитивных учителей, которые нацелены на высокие образовательные результаты. Своей увлеченностью они заражают детей и своих коллег, - высказывает свое мнение директор московской школы N 554 Майсурадзе Майя.
Как проходят сейчас стандартные уроки литературы в школах? Прочитал текст, дома ответил на вопросы, перенес ответы в табличку. А у Екатерины Трушиной на уроках по Сергию Радонежскому класс делится на проектные группы. Первая исследует текст с точки зрения истории, вторая готовит адаптированный пересказ, третья сравнивает Сергия Радонежского с Ником Вуйчичем, автором нашумевшей книги "Жизнь без границ", который родился без рук и без ног. Ученики у Трушиной пишут не только сочинения по традиционным темам, но и по таким, например, "Я самый богатый человек, потому что...". "Двойки" она ставит только за списанные из Интернета сочинения. И каждую работу тщательно проверяет через поисковики.
В следующем году школа N 554 снова даст заявку на молодых учителей из проекта "Учитель - для России". "Нужны учителя истории, английского языка, биологии", - поясняет Майя Майсурадзе.
Проект рассчитан на два года. Именно столько молодого учителя опекают, поддерживают и обучают. Затем каждый принимает решение: остаться в школе или уйти. По словам Майи Майсурадзе, в школах может быть до 10% молодых учителей без базового педобразования. Но к таким экспериментам сегодня готово далеко не каждое учебное заведение. Надо сказать, в России есть опыт привлечения в школы учителей без педобразования. Но чаще всего это касается специализированных школ и центров при вузах, где преподают ученые - физики, химики, биологи, математики. Таких учебных заведений - единицы.
Елена Ленская, декан Московской высшей школы социальных и экономических наук, эксперт Международного исследования по вопросам преподавания и обучения TALIS, кандидат педагогических наук:
- Несколько лет назад проводилось международное исследование TEDS, посвященное подготовке учителей математики в классических университетах и пединститутах. Выяснилось, что большой разницы в качестве подготовки нет. Методические и математические задачи и те и другие выпускники решали примерно одинаково.
В среднем по странам учителя меняют место работы раз в 10 лет. Но в некоторых странах, например в Японии, Сингапуре, проводится политика ротации, когда учителя обязательно должны сменить место работы, чтобы расширить свой опыт.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.