Источник: Российская газета
Текст: Валерий Кичин
"Стране нужны фильмы и телепередачи, прославляющие профессию учителя, - говорится в нем. - Без положительного информационного фона, без хорошего кино про молодого современного педагога мы потеряем то доброе и светлое, что связано с нашими детскими воспоминаниями о школьных годах, потеряем богатейшее наследие... и нам сложно будет с уверенностью смотреть в будущее". В рядах "негатива" названы сериал "Школа", фильмы "Географ глобус пропил", "Училка", "Физрук", "Горько!". "Россия не может развиваться под аккомпанемент подобных произведений!" - утверждают учителя.
Учителя правы: под такой аккомпанемент никакая страна развиваться не может - люди на экранах собачатся и базарят, как в "Школе", беспробудно пьют, как в "Горько", хватаются за пистолет, как в "Училке", - отходы жизни заполнили все пространство экранов.
Учителя неправы: чтобы стране развиваться, нужно лечить язвы, а чтобы лечить, нужно их видеть. Общество должно смотреть на себя трезвыми глазами хирурга - стало быть, нужен и "Географ" с его недоучившимся учителем, и "Левиафан" с его коррумпированным пастырем, и "Класс коррекции" - о нашей глухоте к бедам тех, кто на нас не похож. Как была нужна и стала вехой в кино история о искалеченных судьбах в "школьных" фильмах "А если это любовь?" Райзмана и "Вам и не снилось..." Фрэза. Или предтеча "Училки" - попавшая в плен к ученикам "Дорогая Елена Сергеевна" Рязанова. Они тоже пытались пробудить нас от спячки, открыв глаза на жесткие проблемы жизни. Но согласимся, что плох хирург, не верящий в успех операции, - и те пилюли были целительными, хоть и горькими. Их отличие от нынешних опусов не в предмете рассказа и не в трезвом взгляде на реальность, а в том, что они укрепляли веру человека и общества в самих себя.
А после "Школы" хочется навсегда забыть о любой школе, а после "Училки" ни одной училке уже не поверишь, а после "Горько" реально хочется напиться - просто чтобы не быть белой вороной в вечно бухающей стае. Мы легко объявляем враньем и пропагандой любой позитив - и "Повесть о настоящем человеке" сменилась унылой коллекцией людских мерзостей. Кино стало даже не черно-белым, а просто - черным, мрачным, беспросветным. Оно само разучилось быть Учителем. Открытое "менторство", как в блестящем фильме "Чужие письма", - это теперь ругательство, хуже черной оспы. Гоголевский завет о театре как кафедре, с которой толпе читается живой урок, не просто забыт, но и высмеян. И поколение режиссеров выросло в уверенности, что единственная задача кино - неустанно вскрывать язвы, все вокруг заливая кровью и гноем, а декларированная Пушкиным цель "чувства добрые пробуждать" давно потеряла актуальность.
Вот так и мечемся в противоречиях и всегда требуем крайностей, не зная золотой середины. А в реальности любой стакан либо наполовину полон, либо наполовину пуст - и все зависит от точки зрения. Точкой зрения, авторской позицией, думаю, и озабочены учителя. Возлагая на кино часть ответственности за падение престижа своей профессии, они правы: нельзя делать фильм о школе, ее сызмальства ненавидя, как это случилось с пресловутым сериалом. Беря на прицел дурное, почему не заметить хорошее - хотя бы для драматургического противовеса, как всегда бывает в жизни? В конфликт с тупыми коллегами вступали герои "Доживем до понедельника" и "Большой перемены". В одном из новых районов Екатеринбурга я видел школу, ученикам которой можно позавидовать: такие у них условия, такие у них учителя, - все это есть в реальности. Но у нас опять торжествует теория бесконфликтности, только уже не лучшее воюет с хорошим, а одни гопники, возясь в своей блевотине, мутузят других. Торжествуют коммерческие поделки типа "Выпускного" или "Физрука". Решили снять ремейк испанского сериала "Физика или химия" - и сразу пошла другая мера уважения людей школы друг к другу, другой уровень цивилизации. Но оборвали на половине - перепугались: там нет чернухи, но есть всегда сложная правда. Какова жизнь - таково и кино? Первична жизнь - кто спорит! Но с появлением искусств, способных менять массовое сознание, - кино и ТВ - эта истина уже не так абсолютна. Это почти век назад доказано опытом и советского кино, и Голливуда: оба формировали массовые представления о плохом и хорошем. И я бы не стал отмахиваться от пионерски сформулированного, но по сути серьезного письма учителей, которые, в отличие от нас, о Гоголе с Пушкиным помнят не только в дни больших юбилеев.
Александр Велединский, режиссер фильма "Географ глобус пропил":
- Проблема, на которую обращают внимание молодые учителя, конечно, существует, и когда в пример приводится классика нашего кино - "Доживем до понедельника" - я только "за". Но это тема для "круглого стола", для аргументированных бесед, а не для открытых писем, которые словно возвращают нас в нехорошие времена доносов и уже поэтому вызывают у художников нервную реакцию. Там в одном ряду стоят картины очень разные и - о разном. Фильм "Географ глобус пропил" - это не "школьное кино" и вовсе не об учителе. Он о случайном человеке, который вынужден работать в школе. По его герою можно судить о русской интеллигенции, но никак нельзя судить об учительстве.
Авторы письма говорят о высоких зарплатах педагогов, а я хочу им ответить: садитесь в машину времени и поезжайте в 2011 год, когда мы снимали "Географа", - учителя реально бедствовали. Директор школы в Перми получал пятнадцать тысяч, рядовой учитель - до пяти! Такая реальность, а вовсе не кино, роняет престиж профессии. И я не понимаю, что значит "прославлять". О том, что сейчас происходит в нашей стране, впору бить в колокола, а не тешить себя фильмами-здравицами.
Что же касается положительных примеров - конечно, они есть. Вот писатель Дмитрий Быков преподает в школе и много хорошего рассказывает о своих учениках. Вот и написал бы сценарий об этом хорошем - а я бы его с удовольствием снял.
Роман Дощинский, член Общественной палаты, председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы Москвы:
- С положительным образом педагога в СМИ у нас действительно дефицит. Это происходит в том числе из-за того, что учительство не заявляет о себе в смысле позитивного пиара. Учитель сегодня загружен так, что у него нет времени на то или иное публичное заявление. Анекдоты про учителей были во все времена, настоящему педагогу это никогда не помешает в работе и не унизит его. Другое дело, что сегодня мы должны встать на защиту традиционных ценностей в образовании.
Константин Тхостов, сопредседатель Ассоциации молодых учителей России, директор лицея 369, Санкт-Петербург:
- С одной стороны, внимание СМИ сыграло позитивную роль в формировании положительного образа учителя. С другой стороны, есть вопросы, на которые стоит обратить внимание. Актеры в фильмах "Физрук", "Училка", "Географ глобус пропил" играют прекрасно, но к сюжетам есть замечания. Они дискредитируют профессию учителя. В школах уже давно нет ни трудовиков, ни физруков. И не может попасть в школу человек с криминальным прошлым. У меня в лицее преподаватель труда - один из самых любимых учителей у ребят, которых он в наш техногенный век учит работать руками. Преподаватели физической культуры не имеют ничего общего с "физруками".
Павел Северинец, директор московской школы N 444:
- Это тот случай, когда режиссеры отстали от реальной жизни и того, что происходит сегодня в школе. Физруки, училки --старый тренд. К сожалению, долгое время профессия учителя была не самой популярной в обществе. В последнее время ситуация меняется. В учителя идут успешные люди, которые понимают, для чего выбрали эту профессию, и уверены в завтрашнем дне. Все фильмы, которые чернят школу, скорее, страшилки для родителей. Дети видят, что на самом деле происходит в школе, и очень часто их оценка отличается от родительской. Никакой фильм не оттолкнет молодого человека от того, чтобы прийти работать в школу.
Галина Черных, учитель московского лицея N 1535, лауреат премии Президента:
- Общественное мнение формируется многими факторами. В том числе с помощью телевидения. Не надо забывать, что современные дети - визуальщики, картинка на экране для них очень важна. Да, не все дети сейчас смотрят телевизор - у моих учеников на это иногда просто нет времени, но если им надо, они найдут информацию в Интернете, посмотрят фильм в сокращенном варианте или трейлер. Если мы будем показывать учителя бедным, несчастным, убогим, такой образ и будет формироваться в обществе. Обратите внимание, после сериала "Менты" милиционеры так и остались "ментами". Телевизионные образы во многом формируют впечатление общества. Вспомните Чумака и его сеансы, когда у телевизоров заряжала воду вся страна. Сейчас об этом смешно вспоминать. Но ведь все это было!
Ольга Сазонова, преподаватель иностранного языка частной языковой школы, Казань:
- Мне кажется, подростки вообще не смотрят телевизор. У них другая проблема - компьютерная зависимость. У меня есть ученик, который не может оторваться от компьютера, соцсетей и игр. Его не волнуют ни физруки, ни училки.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.