Система непрерывного профессионального образования педагогических работников: вызовы, барьеры и перспективы

09.03.2016 95

Источник: Общероссийский Профсоюз образования

 

29 февраля 2016 года специалисты отдела по вопросам общего образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования приняли участие в заседании  круглого стола "Система непрерывного профессионального образования педагогических работников: вызовы, барьеры и перспективы", проходившего в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации.

Старший научный сотрудник Управления научно-исследовательских работ Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Инна Карикчиева поставила перед участниками круглого стола проблемный вопрос, волнующий и педагогических работников, и региональные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и экспертов российского образования, и  профессиональное сообщество:  "Можем ли мы поставить знак равенства между развитием общенациональной системы профессионального роста учителя и созданием непрерывного профессионального образования педагогических работников, говорим мы о формировании системы непрерывного образования или же о профессиональном росте?".

На заседании развернулась острая дискуссия, в ходе которой эксперты говорили о профессиональном образовании педагогических работников и механизмах совершенствования форм и перспектив развития существующей системы.

Руководитель Центра анализа научных исследований и инноваций государственного бюджетного научного учреждения «Московский институт развития образования» Ольга Феофанова рассказала о мировом опыте развития дополнительного профессионального образования, выделив три   основные тенденции: организацию повышения квалификации и профессионального развития в образовательных учреждениях, то есть создание стажировочных площадок;  право выбора педагогами необходимых им программ; оценку квалификаций и компетенций по требованиям профессионального стандарта и передачу оценочных функций профессиональным сообществам.

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики Виктор Болотов сказал, что перед системой образования сегодня стоят два вызова: новые государственные образовательные стандарты и профессиональные стандарты.

Анализируя сложившуюся практику внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, он отметил: "Учителя не подготовлены к работе по новым стандартам - ведь это совершенно другая технология. Несмотря на то, что переход уже завершен, мы понимаем, что в реальности это не так и нужно ещё время".

И далее Виктор Александрович выразил уверенность в том, что  "найти учителя, который будет соответствовать всем необходимым требованиям, невозможно".  По мнению эксперта, среднестатистический российский регион не способен в одиночку достичь соответствия заданным программам, нужно разработать специальные модули, и часть работы должна брать на себя Федерация развития образования. "Кроме того, у учителя должна быть возможность получить решение своих профессиональных проблем в той организации, которую он выберет самостоятельно", - считает Виктор Болотов.

В дискуссии также приняли участие директор Центра развития лидерства в образовании института образования Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики Анатолий Каспржак, ректор автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования "Институт проблем образовательной политики "Эврика"" Александр Адамский, директор Центра экономики  непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Татьяна Клячко и другие эксперты в области образования.

Завершая дискуссию, эксперты выразили единое мнение, что менять систему без региональных пилотов опасно, так как ситуации с развитием, перемещением и подготовкой учителей совершенно разные.

Подводя итоги круглого стола, Инна Каракчиева попросила участников дискуссии дать предложения по совершенствованию системы непрерывного профессионального образования  педагогических работников российского образования с целью принятия решений в Правительстве Российской Федерации.

Общероссийский Профсоюз образования представил предложения, сформированные по результатам общепрофсоюзного мониторинга организации и условий реализации права педагогических работников общеобразовательных организаций на дополнительное профессиональное образование, проведённого специалистами отдела по вопросам общего образования аппарата Профсоюза и Комиссией по вопросам повышения профессионального уровня педагогических работников, созданной при Центральном Совете Общероссийского Профсоюза образования.

заместитель заведующего отделом
по вопросам общего образования аппарата Профсоюза
Евгений Романенков

 

Источник: Общероссийский Профсоюз образования

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*