В свободном и творческом поиске

30.09.2015 635

25–26 сентября в рамках Всероссийского форума «За качественное образование», состоявшегося по инициативе УрГПУ, прошла пресс-конференция, организованная ИТАР-ТАСС. На вопросы журналистов отвечали министр общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Биктуганов, первый проректор-проректор по учебной работе УрГПУ Светлана Минюрова, руководитель Комиссии по вопросам качества образования совета Министерства образования и науки РФ по делам молодежи Антоний Швиндт, руководитель проектов в области профессионального образования Фонда «Национальные ресурсы образования» Татьяна Половкова.

В ходе пресс-конференции, которую открыл Юрий Биктуганов, были заданы содержательные векторы форума. Министр рассказал об опыте руководства профессиональными стандартами в деятельности педагога, в частности, отметив, что вопрос качества образования в современном мире приобретает особую актуальность.

— Сегодня каждый из нас имеет доступ к информационным ресурсам и может сравнивать имеющийся опыт в системе образования не только российских городов, но и разных стран мира, а, следовательно, высказать свою позицию по поводу качества образования. Всероссийский педагогический форум дает возможность студентам быть услышанными на уровне органов государственной власти, руководства вузов и колледжей.

Также Юрий Иванович заглянул в недалекое будущее, затронув тему импортозамещения, начав свою речь с вопросов: «Какими ресурсами сегодня обладает общество для решения этой проблемы? Насколько сегодняшние выпускники ориентированы на то, чтобы стать лучшими в своей профессии?»

— Страна нуждается в лучших специалистах в области инженерии, высоких технологий. Говоря о качественной подготовке выпускника, надо понимать, что за это отвечает не только вуз. Это совместная работа образовательных организаций, где имеют место лучшие практики педагогов, лучшие учителя, реализуются инновационные программы образовательной организации. Мне бы хотелось, чтобы сегодняшние выпускники были не только востребованы, но и сформированы так, чтобы в будущем могли уважать достоинство своих учеников.

Также министр упомянул о создании программы «Уральской инженерной школы», призванной формировать у детей профессиональные компетенции.

О том, что представляет собой проект студенческого стандарта качества, разработанного в УрГПУ, и на что он претендует, рассказала первый проректор — проректор по учебной работе УрГПУ Светлана Минюрова.

— Когда мы произносим само слово «стандарт», мы понимаем под этим не штамповку, не производство усредненной нормы, а знак качества. Соответствовать самым высоким нормам качества важно начинать смолоду, — подчеркнула Светлана Алигарьевна.

Проректор отметила, что современные родители максимально заинтересованы в разностороннем развитии своих детей с детского сада. Стремление с малых лет «соответствовать всем звездам», по мнению Светланы Минюровой, вполне оправдано и устанавливает высокую планку уровня образования ребенка.

— Те ребята, которые выросли в творческой школе, не боятся профессии педагога. Они подходят творчески ко всему. И с каждым годом у нас все больше выпускников со знаком качества из образовательных учреждений не только города, но и региона в целом.

Спикер поблагодарила профессиональное сообщество за понимание современных педагогов в плане того, что школа — это здорово. Следовательно, сегодняшние абитуриенты осознают, что быть учителем — это достойно.

Высокую оценку Уральского государственного педагогического университета получила инициатива министерства общего и профессионального образования Свердловской области, направленная на овладение учителем-предметником иностранного языка.

— Проект стандарта качества, разработанный нашими студентами, предполагает развитие другого важного направления — метапредметной подготовки и работе с личностью через сдвоенный бакалавриат, — продолжила Светлана Алигарьевна и пояснила, что это значит. — Например, спустя пять лет обучения в графе «квалификация» в дипломе значится не только, «учитель истории», но и «учитель иностранного языка». Мы серьезно работаем над этим и хотим, чтобы студенческий стандарт качества гарантировал обучающимся высокий уровень образования. Обучение в педвузе пополнит арсенал профкомпетенций студента и, придя в школу, он действительно станет учителем будущего, — выразила надежду первый проректор — проректор по учебной работе УрГПУ.

Светлана Алигарьевна высказалась также в пользу того, чтобы уже в студенчестве будущий педагог смог глубоко прочувствовать этику, нормы и правила поведения, которые учитель «несет в мир», и которые заложены в обсуждаемом стандарте.

— Хочется, чтобы наш стандарт стал символом учителя как носителя правил построения интересной гармоничной жизни, исключающей штамповку. Мы глубоко поддерживаем идею Министерства образования и науки РФ о том, что учитель — творческая профессия. Учитель в контексте «творить, создавать, действовать» — это самое большое богатство нашей страны«, — подытожила спикер.

О том, кем и для чего разрабатывался студенческий стандарт качества, рассказал руководитель Комиссии по вопросам качества образования Совета Министерства образования и науки РФ по делам молодежи Антоний Швиндт.

— Сегодня ведется активная работа по разработке профессиональных стандартов. Вовлекаются работодатели, создаются базовые кафедры, совершенствуются государственные стандарты. В прошлом году порядка 7000 студентов на разных площадках страны принимали участие в мозговом штурме и отвечали на вопрос: чем для них является качественное образование? Результатом стали 74 листа предложений, которые были обработаны, заслушаны в общественной палате РФ и сведены в единый документ, который сегодня мы называем студенческим стандартом качества образования.

Идея разработки стандарта качества была принята студентами с энтузиазмом и вскоре возникла необходимость в уточнении не только базовых принципов качественного образования, но и конкретизации профильной специфики образования. Это касается, например, студентов-медиков, педагогов, инженеров и так далее.

Инициатива о создании отраслевых стандартов нашла поддержку на уровне Министерства образования и науки РФ. В прошлом году стартовала разработка студенческих профильных стандартов.

— Сегодня мы широко обсуждаем один из них — студенческий стандарт качества педагогического образования. Важно отметить, что определены порядка 207 образовательных организаций, в которых ведут свою работу студенческие комиссии и советы. Результаты их деятельности могут учитываться при самообследовании образовательной организации, разработке стратегии развития университетов, — заметил Антоний Швиндт.

И дополнил свое выступление информацией о создании в Екатеринбурге в мае этого года всероссийской студенческой организации «За качественное образование», которая дала старт большому проекту по формированию студенческого рэнкинга вузов (рейтинг университетов). Проект позволит абитуриентам ранжировать вузы согласно критериям, заданным выпускниками и их родителями.

По поручению Президента РФ Владимира Путина качество педагогического образования сегодня контролируется на федеральном уровне. Работу по контролю выполняет фонд «Национальные ресурсы образования». Руководитель проектов в области профессионального образования Фонда «Национальные ресурсы образования», член правления Ассоциации «Инновационное развитие и сотрудничество в образовании» Татьяна Половкова отметила, что на одном из последних совещаний рабочей группы, созданной при фонде «Национальные ресурсы образования» обсуждались вопросы контроля процесса формирования студенческого стандарта качества. По поручению Президента РФ Владимира Путина фонд ведет работу над оценкой возможностей возврата к обучению по специалитету. Потребность определена в связи с настоящим ростом учебного времени, отводимого на самостоятельную подготовку, до 60 процентов.

— Мы задаемся вопросом: насколько готов студент к самостоятельному обучению? Насколько он осознает, что только от него зависит тот качественный уровень, с которым в итоге он приступит к работе? — отметила Татьяна Викторовна.

Спикер также подчеркнула, что современный закон «Об образовании» предоставляет педагогу свободу в создании рабочих программ.

— Важно уметь воспользоваться этой свободой, — подвела итог Татьяна Викторовна.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Юлия Афанасьева,
Фото: Вадим Осипов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*