Переход на эффективный контракт педагогов: плюсы и минусы

30.09.2015 1069

Источник: Пресс-служба Общественной палаты РФ

 

Открывая круглый стол «НФОТ. Проблемы и предложения», председатель Комиссии по развитию науки и образования Любовь Духанина отметила, что тема архиважная: «В целом мы говорим о повышении эффективности деятельности всей бюджетной сферы, в том числе образовательных организаций, но сегодня мы сужаем вопрос до темы изменения системы оплаты труда и введения эффективного контракта в сфере образования».

Любовь Духанина пояснила, что не всем понятен этот механизм, многие привыкли работать в определенных условиях. Однако, вводятся новые образовательные стандарты, другие новшества, и многие к ним не совсем готовы. Чтобы понять, как происходит переход на новые формы организации труда, весной в 4 субъектах РФ проводилось исследование, посвященное переходу на эффективный контракт в детских садах и школах.

С его результатами участников заседания ознакомила заведующая научно-учебной лабораторией анализа и моделирования институциональной динамики Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Светлана Попова.

Она рассказала, что в ходе исследования брались интервью у учителей и руководителей образовательных учреждений, а также региональных и муниципальных органов управления образования. Их прямые цитаты были представлены участникам заседания. Они демонстрируют неоднозначное восприятие идеи эффективного контракта как руководителями, так и педагогическими работниками.

В основном это объясняется недостаточной информированностью: отсутствует необходимое разъяснение и прозрачность распределения стимулирующих выплат, вовлеченность работников в процесс разработки показателей эффективности и системы стимулирования.


Стоит отметить, продолжила Светлана Попова, что в детские сады и школы приходят молодые педагоги, коллективы обновляются. Правда, это касается только городов: в сельские школы специалисты не едут. Благодаря переходу на эффективный контракт новые кадры идут и в руководители, а это обеспечивает новые современные подходы к управлению школами и садами. Тем не менее, очень многие респонденты, давно работающие в системе образования, высказали недоверие молодым кадрам, считая их малоподготовленными.

Исследование показало, что школьные учителя меньше удовлетворены зарплатой, чем педагоги детских садов, однако их недовольство связано не с самой системой эффективного контракта, а с нюансами, его сопровождающими.

Подытоживая, Светлана Попова отметила, что интерес к продолжению реализации системы эффективного контракта имеется, однако принципы оценки результатов ее внедрения пока не сформированы и понимание у руководителей дальнейших шагов отсутствует. Поэтому главное предложение, сформированное по итогам исследования, заключается в обеспечении информационного и научно-методического сопровождения перехода на систему эффективного контракта.

Среди приглашенных экспертов присутствовали сами руководители школ и детских садов из различных регионов, поэтому дискуссия носила высокопрофессиональный характер. Они вместе с финансовыми экспертами обсудили результаты исследования, в частности, показатели эффективности и систему стимулирования педагогов, а также нюансы распределения средств. В частности, поднимался вопрос, не «расслабляет» ли учителя такая система, когда он знает, что ему полагаются выплаты.

Директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки Григорий Андрущак отметил, что встреча на площадке Общественной палаты, а не «в высоких кабинетах», в таком рабочем формате дает пищу для размышлений «по существу». Относительно эффективного контракта он подчеркнул, что главное — это возможность дифференцировать оплату труда педагога в зависимости от его производительности. Однако чтобы эту производительность повышать, необходимо обеспечить информационное сопровождение перехода на НФОТ.

Любовь Духанина отметила: «Эффективный контракт без проработки смысловых вопросов, связанных с содержанием и организацией образовательного процесса, фактически становится под вопросом». Поэтому она предложила участникам круглого стола заняться проработкой этих вопросов под контролем Общественной палаты.

 

Источник: Пресс-служба Общественной палаты РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*