Источник: Российская газета
Текст: Ирина Ивойлова
Какие вузы будут проверять сочинения в этом году? Какие темы станут самыми популярными? Снизят ли оценку за грамматические ошибки в стихах?
Об этом "РГ" рассказывает заместитель ответственного секретаря приемной комиссии МГПУ Татьяна Апостолова.
Татьяна Михайловна, направления на этот год объявлены - "Время", "Дом", "Путь", "Любовь", "Год литературы". Не слишком трудно для учеников?
Татьяна Апостолова: В Московском городском педуниверситете было проверено 1350 сочинений выпускников. Знаете, какую тему реже всего выбирали ученики в этом году? Судя по тем сочинениям, которые они нам принесли, это "Природа". Это не значит, что они природу не любят. Им трудно рассуждать на абстрактные темы. В пояснениях к теме "Время", сказано: подход должен быть основан на осмыслении философской категории времени. "Путь" тоже требует нравственного и философского осмысления. Для "Года литературы" нужен определенный читательский кругозор. А в школе при этом достаточно четкий дисциплинарный подход. Свободному рассуждению учеников надо еще научить. Желательно давать им возможность свободно рассуждать, в том числе в письменной форме, хотя бы раз в месяц. Я уж не говорю о том, что учитель и сам должен уметь это делать. С кругозором вообще беда. Школьную программу выпускники знают, они свободно использовали в сочинениях 2-3 произведения. Если, допустим, выбирали тему войны, то это "Судьба человека", "В списках не значится", "А зори здесь тихие..." Но на этом и все. Эрих Мария Ремарк, допустим, встретился только у одного - двух выпускников. Думаю, большая часть нынешних одиннадцатиклассников выберет тему "Дом" и "Любовь". Детей это волнует, и дом, и любовь для них более конкретные понятия, чем время и путь. Дом - это семья. Любовь для большинства - прежде всего, любовь к родителям.
В этом году педуниверситет снова будет проверять сочинения?
Татьяна Апостолова: Да, скорее всего, список направлений подготовки, где мы будем учитывать сочинение, не изменится. Мы учитывали сочинение на педобразовании (программа русский язык и литература), лингвистике и филологии. 40 процентов выпускников получили 4 балла, 29 процентов - 3 балла, 23 процента - 5 баллов, 8 процентов - два балла, 1 процент получил единицу. Единицу ставили даже за самые неудачные сочинения. Можно было бы ставить и ноль, но у нас были выпускники прошлых лет, которые не писали сочинение в свое время, но пошли и сделали это сейчас. Мы рассуждали так: все-таки человек пытался выполнить работу, значит, надо учесть это индивидуальное достижение.
Были откровенно плохие работы, за которые, тем не менее, стоял "зачет"?
Татьяна Апостолова: За 10 процентов сочинений, наверное, можно было бы в школе ставить "незачет". При этом наши преподаватели довольно лояльно смотрели на ошибки. Если ученики брали для примера стихи, никто не высматривал каждую запятую и не сверял с авторской пунктуацией. Есть какое-то недопустимое количество ошибок - оценка снижается на балл. В конце концов, когда сочинение вводилось, позиция Министерства была: не обращать большого внимания на грамотность. Главное - изложение мыслей.
Допустим, выпускник поступает к вам или в другой вуз, где проверяют сочинение. Когда ему сообщат об оценке?
Татьяна Апостолова: Порядок у нас такой: вуз получает сочинение из общей базы данных, распечатывает его. Затем сочинение зашифровывается, так что ни один преподаватель не знает, чью работу проверяет. В некоторых вузах эксперты читают электронные версии. В течение недели после подачи документов на сайте вузов вывешиваются оценки.
Получается, что одно и то же сочинение могут проверять в разных вузах? И ставить за одну и ту же работу разные оценки?
Татьяна Апостолова: Не вижу ничего страшного в том, что вузы по-разному оценивают сочинения. Этим летом сочинения проверяли еще в ВШЭ. Вышка - экономический вуз, мы - гуманитарный, и возможны разные подходы к проверке. Другое дело, что на вузы ложится колоссальная работа. Получается, что мы, например, проверили 85 процентов сочинений как бы впустую: проверили более 1300 работ, а поступили к нам около 170 человек. Было бы легче, если бы сочинения проверяли в школах сразу после написания работы. Ничего страшного в том, что в школах пятибалльная система, а вузам рекомендована десятибалльная, нет. Это было бы дешевле: проверка сочинений нашему университету обошлась примерно в 500 000 рублей.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.