Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессионализм педагога системы среднего профессионального образования

20.01.2012 4451 13643
Ушаков Алексей Антонидович, старший методист, преподаватель химии, биологии и генетики

Белореченский медицинский колледж

Существенные изменения характера профессионального образования ориентируют его на развитие творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности, способности адаптироваться к меняющимся условиям социальной среды и мобильности будущих специалистов. Все более актуальной становится проблема обеспечения качества среднего профессионального образования. Понятие качества активно осмысливается и используется в различных областях знаний, рассматривается как фундаментальная социально-экономическая и педагогическая категория, в гуманитарной науке складывается концепция новой цивилизации – цивилизации качества. Обеспечение качества становится ключевой идеей и новой философией образования, а управление качеством образовательной деятельности – комплексной педагогической проблемой.


Качество образования является синтетической категорией, включающей различные компоненты, а именно качество:

- образовательных систем;

- учебного процесса;

- образовательных достижений обучающихся;

- научной и инновационной деятельности;

- управления образовательными системами.


В образование внедряются современные системы менеджмента качества, согласно которым конкурентоспособность образовательных учреждений определяется способностью и умением готовить квалифицированных специалистов, качество которых не только удовлетворяет требованиям потребителей, но и превосходит их ожидания.


При многообразных аспектах решения проблемы обеспечения качества среднего профессионального образования, развитие общих и профессиональных компетенций будущих специалистов, а также формирование личности студента определяются, прежде всего,  личностью самого педагога и уровнем его профессионализма.


Профессионализм является предметом исследования в социально-философских и психолого-педагогических науках. Под профессионализмом в широком смысле понимают высокую марку, статус, качество специалиста. Рассматривая сущность профессионализма педагога, необходимо уточнить соотношение данного понятия с категориями «квалификация» и «профессиональная компетентность», которые тесно связаны между собой и нередко взаимно заменяются. Квалификация – уровень подготовленности к выполнению профессиональной деятельности, и во втором значении, официальное признание (в виде диплома/сертификата) освоения определенного вида профессиональной деятельности. Квалифицированный педагог должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, быть коммуникабельным. Профессиональную компетентность как готовность к осуществлению педагогической деятельности определяют знания, умения, опыт.


Требования к уровню квалификации педагога и его компетентности определены в образовательных стандартах высшего и среднего профессионального образования по педагогическим специальностям, где отражены общекультурные и профессиональные компетенции; квалификационных характеристиках должностей работников образования; нормативно-правовых документах, регламентирующих оценку уровня квалификации аттестуемых педагогических работников.


Профессионализм педагога не сводится к совокупности признаков и представляет собой системное свойство личности. Профессионализм, с точки зрения В.А. Бодрова, можно представить в виде вершины пирамиды, в основании которой находятся профессиональные знания, на них «надстраивается» профессиональный опыт, профессиональная компетентность и профессиональная пригодность. Понятие «профессионализм» употребляется в двух смысловых значениях: как «профессионализм деятельности» и «профессионализм личности». Профессионализм деятельности позволяет осуществлять ее с высокой продуктивностью. Профессионализм педагога пронизан нравственным смыслом – пониманием долга, чувства ответственности, осознанием высокого социального назначения профессиональной деятельности.


Профессионализм – акмеологическая категория (греч. «акме»- точка, расцвет, зрелость, лучшая пора). Акмеология как наука изучает развивающегося человека, исследует закономерности развития человека до ступени его зрелости. Личностно-профессиональное развитие в акмеологии – это процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения.


Динамика профессионального развития педагога включает следующие взаимосвязанные стадии (С.А. Дружилов, Е.А. Климов):

  1. Стадия допрофессионализма (стадия адаптанта), когда педагог адаптируется к работе, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, результативность деятельности недостаточно высокая.
  2. Стадия собственно профессионализма (стадия интернала), когда педагог демонстрирует стабильно высокие результаты.
  3. Стадия суперпрофессионализма, или мастерства (стадия авторитета), соответствующая приближению к «акме» - вершине профессиональных достижений, педагог хорошо известен в профессиональном сообществе.
  4. Стадия «послепрофессионализма» (стадия наставника) - педагог может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может являться советчиком и наставником для молодых педагогов.

С целью изучения профессионально важных качеств педагога, востребованных в условиях конкурентоспособности системы среднего профессионального образования, нами проведено исследование, в котором приняли участие преподаватели и студенты колледжей города Белореченска Краснодарского края (всего 350 респондентов). Оценка значимости профессионально важных качеств педагога преподавателями и студентами осуществлялась по 5-балльной шкале:

1 балл – качество не имеет значения в работе преподавателя;

2 балла – качество маловажно в педагогической деятельности;

3 балла – качество необходимо в удовлетворительной степени;

4 балла – качество играет большую роль;

5 баллов – важнейшее качество в педагогической деятельности.


Результаты исследования представлены в таблице.

рейтинг

Профессионально важные качества педагога СПО

Оценка профессионально важных качеств

студентами,

средний балл

Оценка профессионально важных качеств преподавателями,

средний балл

1.

Умение преподавать, объяснять учебный материал в доступной форме.

4,76

4,63

2.

Справедливость.

4,62

4,79

3.

Знание преподаваемой дисциплины.

4,48

5,00

4.

Владение навыками правильной грамотной речи.

4,40

4,84

5.

Уважение человеческого достоинства, прав и свободы человека.

4,30

4,70


Анализ результатов проведенного исследования позволяет сформулировать  вывод, что для обучающихся и преподавателей приоритетными являются профессионально важные качества педагога, имеющие гуманистическую направленность (справедливость, уважение человеческого достоинства, прав и свободы человека), а также знание учебной дисциплины и умение ее преподавать, что является основой профессионализма педагога. Полученные результаты используются в процессе профессионального развития педагогов в колледже.

Высокий уровень профессионализма педагога достигается, прежде всего, личностно-профессиональным саморазвитием, которое определяется собственной активностью в изменении себя и раскрытии личностного потенциала в следующей этапной последовательности: формирование внутренней мотивации – исполнительские действия – оценка достижений (рефлексия) – корректировочные действия. Саморазвитие педагога – индивидуальный маршрут, проектируемый самим педагогом и инициируемый вариативными возможностями образовательной среды колледжа. Создание такой профессионально-развивающей среды является приоритетной проблемой администрации и методической службы ГБОУ СПО «Белореченский медицинский колледж» департамента здравоохранения Краснодарского края.


Система научно-методической работы в колледже с целью содействия личностно-профессиональному саморазвитию педагогов в условиях вариативных возможностей образовательной среды включает диагностический, практический и аналитический компоненты.


Диагностический компонент (в чем затрудняется педагог в своей образовательной деятельности, чему необходимо обучить?) заключается в проведении анкетирования, в результате которого выясняется, по каким направлениям подготовки преподаватели хотели бы усовершенствовать свои знания, каким формам повышения квалификации отдали бы предпочтение, в чем заключаются трудности в профессиональной деятельности. На данном этапе составляется план индивидуальной работы преподавателя на учебный год, включающий цель и задачи профессионального развития, содержание учебно-методической и научно-методической деятельности, формы повышения квалификации.


Практический компонент (как оказать содействие личностно-профессиональному саморазвитию педагога?) включает различные формы работы в соответствии с планом внутриколледжной системы повышения квалификации педагогических кадров и индивидуальным планом:

- методической службой колледжа организована школа педагогического мастерства по актуальным направлениям повышения квалификации (организация учебно-исследовательской деятельности студентов, проблемно-поисковые ситуации в обучении, анализ и самоанализ учебного занятия, активизация студентов в обучении);

- в течение учебного года в колледже проводится цикл обучающих методических семинаров, тематика которых определяется в соответствии с образовательными запросами педагогов: современные технологии обучения в профессиональном образовании; проектирование как одно из условий развития творческого потенциала субъектов образовательного процесса; методы и средства педагогического контроля и др.;

- с целью обмена опытом работы и оказания методической помощи руководителями цикловых комиссий и преподавателями посещаются учебные занятия, анализ занятий осуществляется по рейтинговой системе оценки;

- организовано проведение серии открытых учебных занятий «Мой лучший урок» (в течение всего учебного года);

- педагоги участвуют в различных формах научно-методической деятельности: фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства (в том числе конкурс «Преподаватель года колледжа»), научно-практические конференции, методические выставки, руководство учебно-исследовательскими работами студентов, разработка проектов, учебно-методических пособий и др.


Аналитический компонент (как оценить уровень профессионализма педагогов?) связан с проведением мониторинга роста профессионального мастерства педагогов, анализом результатов, достигнутых преподавателями в разнообразных видах творческой самообразовательной деятельности. Своевременную фиксацию роста уровня профессионального мастерства педагогов обеспечивает оформление педагогического портфолио, где отражаются личные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития студентов, вклад педагога в развитие системы образования за определенный период времени. Формируется также информационный банк данных о научно-методической деятельности преподавателей (картотека профессионального роста, включающая индивидуальные результаты каждого педагога и достижения студентов).


Другим направлением, тесно связанным с педагогическим мониторингом и обеспечивающим повышение качества педагогических кадров, является рейтинговая система оценки деятельности преподавателей и цикловых комиссий. Целью рейтинговой системы оценки как инструмента развития и саморазвития преподавателей является стимулирование роста квалификации и профессионализма, развитие творческой активности педагогов. В основу механизма определения рейтинга положено представление о нем как об акте признания коллегами и администрацией колледжа конечных результатов деятельности конкретного преподавателя, продуктивности и качества его образовательной деятельности.


Проведение рейтинговой оценки качества работы преподавателей и цикловых предметных комиссий регламентируется Положением, утвержденным Советом колледжа, разработаны критерии рейтинговой оценки. Приказом определяется состав экспертной группы, создаваемой с целью общественной оценки результатов педагогической деятельности. Экспертами являются заместители директора, председатели цикловых комиссий, опытные преподаватели. Каждый преподаватель заполняет индивидуальный методический паспорт, где указываются основные достижения профессиональной деятельности за год. Рейтинг преподавателя складывается из показателей по следующим направлениям (в баллах): качество учебной деятельности; учебно-методическая и научно-методическая работа; повышение квалификации; воспитательная работа; уровень общественного признания и иные достижения профессиональной деятельности.


Результативностью системы управления личностно-профессиональным развитием педагогических кадров является участие преподавателей в конкурсах и научно-практических конференциях различных уровней, в чем проявляется высокий уровень профессионального мастерства.


Презентация




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*