Фонд

См. также:

Уважаемые коллеги, рубрика «Фонд» представляет собой электронную библиотеку учебно-методической документации, состоящую из авторских разработок участников ежегодных Конкурсов «Документационное сопровождение образовательного процесса: из опыта работы образовательных организаций».
Авторы работ «Фонда» могут получить бесплатное свидетельство о публикации на страницах «Информио» после оформления заявки.


Методические рекомендации по подготовке к конкурсам хоровых дирижеров студентов образовательных организаций среднего профессионального образования

16.03.2021 166 608
Устинова Нина Павловна
Устинова Нина Павловна, преподаватель

Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова

I. Введение. Актуальность темы.

Хоровое пение – фундамент отечественной музыкальной культуры России. Современное развитие музыкального искусства в нашей стране претерпевает большие изменения и преобразования, как в исполнительской сфере, так и в образовательных стандартах музыкальных учебных заведений. Если говорить о состоянии хорового искусства в нашей стране, то уместно обратиться к словам великого хорового деятеля, народного артиста СССР, профессора и руководителя Государственного Московского камерного хора Владимира Минина: «Сегодня наше искусство находится на дне глубокой бездны и мы, как бы это грустно не звучало, вынуждены с этим как-то бороться» - сказанные во вступительном слове на концерте в Академии музыки.

Современное состояние экономики страны пагубным образом сказалось на отечественной культуре, перечеркнуло многие прежние достижения в области самодеятельного хорового искусства, музыкального воспитания в общеобразовательной школе, в концертной деятельности хоров. Каждый коллектив использует различные меры, чтобы быть востребованным и популярным.

 Одним из важных направлений в деле сохранения и развития отечественной хоровой культуры является проведение конкурсов молодых дирижеров в нашей стране. Во многих российских регионах проводятся конкурсы «Молодых дирижеров». Особенно популярными сейчас являются Всероссийский конкурс молодых дирижеров, который проводится в Салавате и конкурс Московских молодых дирижеров, организованный академией хорового искусства, а также Международный конкурс хоровых дирижеров им. А.А. Юрлова, организованный Российской академией музыки им. Гнесиных. Одарённые студенты музыкальных колледжей и училищ стремятся продолжить своё обучение в высших учебных заведениях, поэтому для них является приоритетным участие в названных конкурсах хормейстерского мастерства.

II. Способности, умения и навыки необходимые для профессиональной подготовки хормейстера.

     Будущему дирижеру необходимо иметь:

  • Хороший вокально-хоровой слух;
  • Чувство ритма и музыкальную память;
  • Знать основные законы вокального искусства и владеть голосом;
  • Хорошо владеть дирижерской техникой и музыкальным инструментом (ф-но);
  • Хорошо читать с листа;
  • Знать музыку разных стилей и жанров;
  • Овладеть творческой фантазией, темпераментом.

Всеми этими способностями, умениями и навыками должны отличаться музыканты-исполнители и дирижеры хоровых коллективов. Комплекс музыкально-теоретических и общеобразовательных дисциплин учебного плана по специальности хоровое дирижирование позволяют профессионально освоить все перечисленные способности, умения и навыки.

В настоящее время всё большее распространение получает подход, в рамках которого основной задачей образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях становится развитие креативности, умение работать в коллективе, способности к самообучению и самореализации, то есть формирование профессиональных компетенций студентов. В связи с этим, наряду с усвоением будущими специалистами профессиональных знаний, умений и навыков, важной задачей преподавателей музыкальных колледжей становится формирование профессионально адаптационной мобильности будущих дирижеров хора.

Среди ряда дисциплин специального цикла главной в формировании будущего дирижера является хоровое дирижирование. Помимо освоения дирижерской техники, на первое место нужно поставить необходимость сочетания профессионального обучения студента с воспитанием в нём черт характера, необходимых для профессии хорового дирижера, а именно:

  • Дисциплина, трудолюбие, чувство ответственности;
  • Высокая организованность, целеустремлённость;
  • Адекватность профессиональной оценки;
  • Наличие воли;
  • Умение общаться с коллективом;
  • Эмоциональная устойчивость.

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методические рекомендации по подготовке к конкурсам хоровых дирижеров студентов образовательных организаций среднего профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*