Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учебно-методический комплект темы по дисциплине «Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды» как инновационный педагогический продукт

11.01.2024 197 238
Штанько Александра Александровна
Штанько Александра Александровна, преподаватель

Хабаровский государственный медицинский колледж имени Г.С. Макарова

Одним из основных направлений профилактической медицины является санитарно-просветительная работа. Санитарно-просветительная работа - совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни. Санитарное просвещение – обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.

Целью санитарного просвещения является формирование санитарной культуры населения, соответствующей современным гигиеническим требованиям и рекомендациям.

Санитарная культура – это осведомленность населения в вопросах гигиены и в области охраны здоровья. Важно не только обладать достаточной суммой гигиенических знаний, но и реализовать эти знания в своем поведении. Санитарное просвещение направлено на то, чтобы полученные населением гигиенические знания нашли свое практическое применение. Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора велика в предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановления трудоспособности и на предупреждение обострении заболеваний. Санитарное просвещение носит государственный характер. Оно должно быть планомерным и организованным, соответствовать современному состоянию науки, именно поэтому санитарно-просветительная работа опирается на опыт не только медицинских дисциплин, но и социологии, психологии, педагогики [1,2,3].

В целях формирования санитарно-гигиенической культуры в обществе и мотивации граждан к здоровому образу жизни проводится санитарно-гигиеническое просвещение населения посредством распространения знаний, необходимых для формирования здорового образа жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек, профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья, знаний по иным вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с использованием средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», печатной продукции (памяток, буклетов, плакатов и другой), социальной рекламы, а также при проведении мероприятий в организованных коллективах, индивидуальных консультаций граждан [5].

В Хабаровском государственном медицинском колледже к санитарно-просветительской деятельности привлекаются студенты 1-2 курсов обучения. Под руководством преподавателей, совместно со студентами создаются учебно-методические комплекты тем и сценарии проведения занятий, рассчитанные на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занятия проводятся непосредственно с обучающимися дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных учреждений г. Хабаровска.

Данные занятия проводятся в рамках дисциплины  МДК 03.01. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды. ПМ. 03. Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни и способствуют:

– формальному и неформальному проведению санитарно-просветительской работе среди детей дошкольного и младшего школьного возраста;

– воспитанию творческой инициативы и ответственности студентов, в охране и укреплении своего здоровья и окружающих;

– систематический контроль и наблюдение за выполнением гигиенических рекомендаций на практике.

В данной статье автор представляет инновационный педагогический продукт -учебно-методический комплект темы «Проведение индивидуального (группового) профилактического консультирования населения о факторах, способствующих сохранению здоровья, факторах риска для здоровья и мерах профилактики предотвратимых болезней с использованием наглядных средств просвещения населения по формированию здорового образа жизни (памятки, буклеты, санитарные бюллетени)».

Настоящий учебно-методический комплект темы представляет собой совокупность учебно-методических материалов по дисциплине «Проведение индивидуального (группового) профилактического консультирования населения о факторах, способствующих сохранению здоровья, факторах риска для здоровья и мерах профилактики предотвратимых болезней с использованием наглядных средств просвещения населения по формированию здорового образа жизни (памятки, буклеты, санитарные бюллетени)», способствующих эффективному усвоению учебного материала, а также правильной организации самостоятельной работы студентов.

Данная тема занимает важное место в дисциплине «Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды». Её актуальность определяется необходимостью владения медицинской сестрой умениями проводить индивидуальное (групповое) профилактическое консультирование населения о факторах, способствующих сохранению здоровья, факторах риска для здоровья и мерах профилактики предотвратимых болезней; формировать общественное мнение в пользу здорового образа жизни и мотивировать пациентов на ведение здорового образа жизни.

Цели УМК:

  1. Создать учебно-методическую базу для совершенствования используемых методов и форм обучения, повышения качества обучения.
  2. Создать программу действий преподавателя и студентов в ходе занятий по теме учебно-методического комплекта для достижения качественного усвоения знаний, формирования умений, общих и профессиональных компетенций по данной теме учебной дисциплины

Учебные цели:

Студент должен иметь практический опыт:

  • проводить мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Студент должен уметь:

  • проводить индивидуальное (групповое) профилактическое консультирование населения о факторах, способствующих сохранению здоровья, факторах риска для здоровья и мерах профилактики предотвратимых болезней;
  • формировать общественное мнение в пользу здорового образа жизни и мотивировать пациентов на ведение здорового образа жизни.

Студент должен знать:

  • информационные технологии, организационные формы, методы и средства санитарного просвещения населения;
  • правила проведения индивидуального и группового профилактического консультирования, современные научно обоснованные рекомендации по вопросам личной гигиены, рационального питания, планирования семьи, здорового образа жизни, факторов риска здоровья;
  • факторы, способствующие сохранению здоровья; формы и методы работы по формированию здорового образа жизни

Развивающие цели:

– развить устойчивый познавательный интерес к данной теме;

– развить клиническое и логическое мышление;

– развить стремление к максимальной самостоятельности в работе;

– развить умение студентов воспринимать и осмысливать знания, полученные на занятии.

Воспитательные цели:

– воспитать у студентов чувство ответственности при планировании профилактических мероприятий;

– научить устанавливать контакт с пациентами и их родственниками;

– воспитать понимание ответственности за здоровье и жизнь пациентов.

УМК  темы включает следующие рекомендованные разделы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Методическая разработка практического занятия для преподавателя
  3. Методические рекомендации по выполнению практической работы для студентов
  4. Методические указания для студентов по самоподготовке к практическому занятию

УМК темы адресован преподавателям и студентам для работы на учебных занятиях, выполнения внеаудиторных работ, самостоятельной работы и подготовки к текущему и итоговому контролю знаний.

УМК темы апробирован в краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Хабаровский государственный медицинский колледж имени Г.С. Макарова» и МАДОУ детский сад комбинированного вида Верботон в период   2023-20224 уч. году.

Модель реализации продукта. Транслирование педагогического опыта:

Практическое занятие проводилось на базе МАДОУ детский сад комбинированного вида Верботон. Для него разработаны:

– технология занятия (технологические карты);

– система методических приемов (набор ситуационных задач для учащихся, вопросы к эвристическим беседам, тесты для самоконтроля и др.);

– эффективные средства обучения (видео, презентации, макеты);

– реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.);

– эффективная система оценки знаний (доклады, тесты);

– сценарий практического занятия (стихи, игры, макеты, мультипликационные фильмы).

Автор считает, что при использовании разработанного инновационного продукта будут получены следующие  эффекты:

  1. Для педагогического коллектива.

– предлагаемый инновационный продукт позволит существенно оптимизировать и систематизировать образовательный процесс, а так же внести элемент сотворчества в образовательный процесс МДК 03.01. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды с учетом внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, способствующий развитию социокультурного, аксиологического, коммуникативного, познавательного, мотивационного и творческого потенциалов личности, повышая ее конкурентоспособность на рынке труда, а также позволяет сформировать «умения активно участвовать в общественных процессах и адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию».

  1. Для обучающихся.

– умение проводить индивидуальное (групповое) профилактическое консультирование населения о факторах, способствующих сохранению здоровья, факторах риска для здоровья и мерах профилактики предотвратимых болезней;

– способность формировать общественное мнение в пользу здорового образа жизни и мотивировать пациентов на ведение здорового образа жизни.

  1. Для социума. Социум получает специалиста системы здравоохранения Российской Федерации который:
  • владеет информационными технологиями, организационными формами, методами и средствами санитарного просвещения населения;
  • знает правила проведения индивидуального и группового профилактического консультирования, современные научно обоснованные рекомендации по вопросам личной гигиены, рационального питания, планирования семьи, здорового образа жизни, факторов риска здоровья;
  • владеет формами и методами работы по формированию здорового образа жизни.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Учебно-методический комплект темы по дисциплине «Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды» как инновационный педагогический продукт




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*