Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Наставничество в научно-исследовательской деятельности студентов медицинского колледжа

09.01.2024 184 263
Кравченко Ольга Вячеславовна
Кравченко Ольга Вячеславовна, преподаватель

Хабаровский государственный медицинский колледж имени Г.С. Макарова

Формирование личности студента как профессионала начинается с первых дней нахождения его в медицинском колледже. На процесс становления необходимых качеств будущего специалиста влияет научно-исследовательская деятельность, которая выступает фактором саморазвития, профессионального самоопределения студентов. В процессе исследовательской деятельности у студентов происходит формирование самостоятельности, поисковых и исследовательских умений, способности применять знания в нестандартных ситуациях, генерировать новые идеи и видеть оптимальные пути решения научных проблем. Опыт исследовательской деятельности представляет целостное личностное образование, включающее совокупность медицинских умений и способностей, этических и профессиональных качеств, обеспечивающих возможность результативной экспериментальной деятельности на высоком мотивационном уровне.

Поэтому организация научно-исследовательской деятельности в профессиональных образовательных учреждениях приобретает сегодня общую значимость, оказывая существенное влияние на личностно-профессиональное становление специалиста.

Научно-исследовательская работа студентов в медицинском колледже - это система, основанная на единстве учебной, научной и воспитательной работы. Привлечение студентов к научно-исследовательской работе возможно через внедрение элементов научного поиска в учебный процесс. Это возможно через создание студенческих научных обществ (СНО) [1]. Студент может проявить себя индивидуально и в группе, попробовать свои творческие силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат [2].

Организация научно-исследовательской деятельности в медицинском колледже - это совместная познавательно-исследовательская деятельность педагогов и студентов. Формирование наставничества в настоящее время становится особенно актуальным, так как оно является предпосылкой получения качественного образования на современном этапе. Под руководством педагогов студенты выполняют научно-исследовательскую работу. Это обеспечивает приобретение студентами необходимых навыков исследовательской деятельности и предполагает постепенное приобщение их к самостоятельному решению поставленных задач, способствует развитию у студентов самостоятельности, инициативности, профессиональных навыков и творческих способностей, развивает интерес к избранной профессии [3].

Наставник - педагог, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. При этом наставник моделирует продуктивную педагогическую атмосферу в целях познавательного информирования, целевого мотивирования [4].

Наставники применяют личностно-ориентированный подход не только при осуществлении учебного процесса, но и в повышении мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности. Создают условия для развития и реализации индивидуальных способностей обучающихся. Наставники - это люди, которые посредством своих действий и своей работы помогают другим людям реализовывать свой потенциал.

В колледже создано студенческое научное общество - добровольное, самоуправляемое, творческое объединение студентов, занимающихся научно-исследовательской, инновационной, научно-просветительской деятельностью под руководством научного руководителя из числа преподавателей колледжа.

Членом СНО может стать любой студент колледжа. В совет СНО входят студенты трех отделений - лечебное дело, сестринское дело, лабораторное дело, обучающиеся на 1-3 курсах колледжа. Все студенты активно занимаются научно-исследовательской деятельностью, просветительской работой среди народонаселения, участвуют в различных творческих мероприятиях. Данная деятельность раскрывает их творческий потенциал, развивает познавательный интерес к выбранной специальности. Студенты, работая над проектом, вместе с наставником разрабатывают анкеты, опросные листы, обрабатывают результаты, готовят презентации по материалам исследования. Творческий потенциал студентов используется для оформления плакатов, информационных брошюр. Кроме того, студенты приобретают навык публичного выступления перед аудиторией. Важно не только провести исследование, но и грамотно доложить результаты перед широкой аудиторией. У студентов нарабатывается опыт и с каждым последующим исследованием становится легче выполнять работу. Тем самым формируются и развиваются профессиональные компетенции и профессиональный кругозор будущих специалистов. Студенты видят необходимость изучения и возможность применения полученных знаний в профессиональной карьере.

Студенты, активные в научно-исследовательской работе, становятся призерами конкурсов, конференций, олимпиад. Их пример и взаимопомощь мотивируют других обучающихся на участие в научно-исследовательской деятельности. Актив СНО привлекает к работе заинтересованных студентов. Совместная работа способствует общению студентов из разных учебных групп и отделений, развитию ответственности за результат, они ищут пути движения к необходимому результату, предвидя возможные последствия своих решений. Наставничество раскрывает личностный потенциал, формирует у студентов лидерские качества, активную жизненную позицию, современные навыки и компетенции.

Члены СНО ежегодно участвуют в студенческих научно-практических конференциях, посвящённых Дню науки, региональных научно-практических конференциях «Медицинская наука: вчера, сегодня, завтра».

Члены СНО под руководством преподавателей разрабатывают и проводят онлайн-олимпиады среди студентов колледжа, связанные с профессиональной медицинской деятельностью. В 2022 г. было разработано и проведено 3 онлайн-олимпиады: «Правила знаю - вирус побеждаю», олимпиада ко дню фельдшера, викторина ко всемирному дню иммунитета. Онлайн-олимпиады способствуют формированию знаний, умений, навыков необходимых в профессиональной деятельности, ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Так же члены СНО активно участвуют в просветительской деятельности для народонаселения г. Хабаровска:

- Просветительская акция для учащихся 11 класса СОШ № 43 «СИЗ в период пандемии COVID-19» (2021 г.).

- Социально-просветительская акция для учащихся начальной школы МБПОУ СОШ № 43 «Дети и COVID-19» (2021 г.). Был представлен мультипликационный сюжет о коронавирусах, рассказано о мерах профилактики новой коронавирусной инфекции. Для родителей разработана брошюра по коронавирусной инфекции. Данное мероприятие помогло расширить знания детей и родителей о новой коронавирусной инфекции и ознакомить их со способами защиты от данной инфекции.

- Просветительская акция для беременных «Информирование беременных о мерах безопасности в условиях пандемии COVID-19» проведена в женской консультации № 4. Цель акции: проинформировать беременных женщин об особенностях течения COVID-19 и обучить их мерам безопасности во время коронавирусной инфекции.

- В техническом колледже проведена беседа для девочек на тему «Всё в своё время» (2022 г.) с целью профилактики ранней половой жизни среди подростков, сохранения репродуктивного здоровья населения.

СНО участвовало в краевом смотре Научных обществ «Поколение ПРОФИ» и «СНО-тур», где становилось победителями и призерами:

- Объединенный проект студентов стал Победителем в краевом смотре-конкурсе «Дни науки силами СНО» с проектом образовательный семинар для студентов колледжа.

- Объединенный проект студентов завоевал звание Лауреата краевого-смотра конкурса научных обществ и объединений системы СПО Хабаровского края «СНО-тур».

- Студенческое научное общество «НЕЙРОНЫ» награждено дипломом ЛАУРЕАТ краевого смотра-конкурса студенческих научных обществ и объединений системы среднего профессионального образования Хабаровского края «СНО-тур» в номинации «Социальная инициатива СНО для Хабаровского края» в 2021 г.

В 2023 г. Хабаровский краевой институт развития образования в честь десятилетия науки и технологий проводил III краевой конкурс научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования». Члены СНО «Наук и точка» под кураторством научных руководителей разработали и внедрили интерактивную квиз-экскурсию «Люди в белом». По результатам онлайн-защиты интерактивная экскурсия «Люди в белом» стала Победителем.

Научно-исследовательская работа студентов медицинских колледжей повышает уровень и качество подготовки конкурентоспособных специалистов среднего звена в практическом здравоохранении. Она также направлена на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Студенты, активно участвующие в научно-исследовательской работе, не только приобретают высокую социально-научную значимость, но и повышают свою личностную оценку.

Современный образовательный процесс невозможен без поиска новых, более эффективных технологий, одной из которых является технология наставничества. Результатами успешной наставнической деятельности является повышение интереса наставляемого студента к выбранной профессии, собственные высокие результаты деятельности, демонстрируемые наставляемым, развитие общих и профессиональных компетенций. Таким образом, наставники способствуют активной мотивации будущих медиков, направляя их на профессиональное развитие.

Таким образом, научно-исследовательская деятельность студентов является составной частью системы современного образования, а наставничество направлено на подготовку квалифицированного и творческого специалиста, способного критически мыслить, воспринимать инновационные методы и технологии в своем развитии, направленном на достижение результатов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Рева Г.В., Рева Г.П., Гренц И.А., Биктулова А.В., Рева В.И. Опыт организации и привлечения к научно-исследовательской работе студентов медицинских колледжей // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6.
  2. Решетникова Ю.Л. Реализация проектной технологии при обучении // Специалист. - 2012. - № 5. - с. 1.
  3. Башарина О.В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования / О.В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. - 2018. - № 3 (19). - С. 18-26.
  4. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - М.: Рыбаков Фонд, 2019. - С. 82.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Наставничество в научно-исследовательской деятельности студентов медицинского колледжа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*