«Каждый ребенок имеет право на образование». Практики рассказали о том, как они обучают детей с самыми тяжелыми нарушениями развития

24.04.2024 270

С 18 по 20 апреля в Екатеринбурге проходит Межрегиональная научно-практическая конференция «Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, с сенсорными и бисенсорными дефектами» – очень крупное, важное и долгожданное событие для профессионального сообщества коррекционных педагогов.

Уральский государственный педагогический университет является соорганизатором конференции вместе с Министерством образования и молодежной политики Свердловской области, Екатеринбургской школой № 3 – региональным ресурсным центром по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития на территории Свердловской области; Верхнепышминской школой-интернатом имени С.А. Мартиросяна – региональным ресурсным центром по развитию системы сопровождения слепоглухих детей на территории Свердловской области; ЦПМСС «Эхо», Екатеринбургской школой № 13.

Фото - uspu.ru

Первый день с пленарным заседанием и секциями прошел в режиме онлайн. Второй день проходит на нескольких площадках. В Уральском государственном педуниверситете, в институте специального образования состоялась секция с участием педагогов и методистов из Екатеринбургской школы № 3, которые работают с детьми с серьезными интеллектуальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития. Они провели восемь мастер-классов, посвященных социализации и обучения таких детей.

Участников события приветствовала директор ИСО, канд. психол. наук Елена Семенова:

– Мы рады приветствовать вас на площадке института специального образования Уральского государственного педагогического университета. Межрегиональная конференция, посвященная вопросам образования слепоглухих детей и детей с ТМНР – это, можно сказать, наша общая мечта, мечта регионального ресурсного центра по сопровождению детей с ТМНР на территории Свердловской области – этот центр сегодня представлен мастер-классами в аудиториях нашего университета – и моя личная мечта, как директора ИСО в настоящее время и как руководителя РРЦ в прошлом. Для нас очень важно, чтобы наши обучающиеся имели возможность общаться с практическими работниками, а практические работники имели возможность открыто транслировать результаты своей практической деятельности. Потому что только в тандеме теории и практики мы имеем возможность обмениваться лучшим профессиональным опытом. Желаю всем нам успешной работы!

Елена Владимировна представила свою преемницу на посту руководителя РРЦ, Лилию Сустретову, которая выступила модератором секции. Пользуясь случаем, директор ИСО пригласила всех гостей УрГПУ поступать на бюджетные места в магистратуру. Практические работники накопили огромный потенциал, который можно и нужно выводить на уровень научных исследований и успешно тиражировать. Чтобы иметь возможность определиться с программой и получить больше информации по условиям обучения, прийти на День открытых дверей в институте специального образования, который состоится завтра, 20 апреля.

В первой части секции прошли мастер-классы учителей ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3» Елены Макаровой и Дарьи Колочковой «Визуальное расписание как эффективное средство социализации обучающихся с ТМНР». Визуальное расписание – это элемент, позволяющий структурировать деятельность обучающегося, развить его коммуникативные навыки, дать ребенку эмоциональную поддержку и сделать его обучение более успешным. В основе такого расписания лежит визуальное мышление – общепризнанная сильная сторона детей с ОВЗ. Визуальное расписание снимает у ребенка страх перед изменениями, тревожность и неуверенность, так как ребенок видит всю последовательность действий, которая ему предстоит.

Лариса Закеряева, методист РРЦ ИН ТМНР, учитель Екатеринбургской школы № 3, рассказала об использование метода базальной стимуляции при обучении детей отделения «Милосердие». Это отделение для детей с самыми тяжелыми нарушениями развития, многие из которых лежачие и даже не могут самостоятельно переменить позу. Единственный сенсорный канал, доступный для коммуникации с таким ребенком – это осязание. Метод базальной стимуляции – это воздействие на тело ребенка, кожу, мышцы и суставы ритмичными, деликатными, но достаточно ощутимыми надавливаниями, что позволяет «достучаться» до него и вызвать ответную реакцию, удовлетворить потребность сенсорно депривированного ребенка в нежности и тактильности, помочь ему осознать границы своего тела.

Александра Ларина, методист РРЦ ИН ТМНР, ассистент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза ИСО УрГПУ, и Анна Макарова, учитель Екатеринбургской школы-интерната «Эверест», провели мастер-класс на тему «Формирование социально-значимых навыков у обучающихся с ТМНР». Александра Валерьевна отметила, что система обучения социально-значимых навыков у детей с нарушениями развития в настоящее время, к сожалению, поставлена с ног на голову, и обучение начинается не с формирования навыков нижнего уровня пирамиды потребностей (физиологические потребности в сытости, тепле и физическом комфорте), а сразу же переходит к эстетическому развитию. Чтобы понять, что же в этой системе не так, нужно представить себя на чужой, абсолютно незнакомой планете. Именно так чувствуют себя дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Нам в качестве «попаданцев» не был бы в первую очередь интересен цвет и материал жилищ аборигенов, нас интересовала бы возможность утолить голод, жажду и потребность в безопасности. Не удивительно, что игнорирование базовых потребностей ребенка приводит к тому, что обучение не дает результата. Социально-значимые навыки должны формироваться с малых и элементарных, но самых необходимых действий.

Параллельно с этим мастер-классом Евгения Моисеева, Лариса Шарафутдинова, Анастасия Аймалева, учителя Екатеринбургской школы № 3, выступили с мастер-классом «Формирование социально значимых компетенций у обучающихся с ТМНР с помощью визуальной поддержки: «Я учусь быть самостоятельным».

После перерыва учитель ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3» Алена Сидорова провела очень полезный для педагогов-практиков мастер-класс «Использование специальных приложений и программ для развития социальных навыков у детей с ТМНР». Валерия Задорина и Марина Плотнер поделились своим опытом познавательной и экспериментальной деятельности с обучающимися: «Опытно-экспериментальный проект для обучающихся с ТМНР «Микрозелень».

Алина Канцырева дефектолог и нейропсихолог, Ольга Борисова, представитель родительского сообщества, рассказали об использовании мультимедийных интернет-технологий в консультировании родителей и просветительской деятельности. Отдельным вопросом стало информирование родителей о последствиях прохождения ребенком психолого-медико-педагогической комиссии. Алина Константиновна посвятила часть времени развенчиванию мифов, которые существуют у родителей на тему ПМПК, и объяснила, что решение комиссии ни к чему их не обязывает, но дает немало возможностей их ребенку. Построение индивидуального образовательного маршрута поможет детям с ОВЗ в преодолении трудностей, связанных с учебой (включая больше времени на экзамене, другие критерии оценивания и т.д.).

Ольга Котова, Татьяна Путяйкина, Лариса Автух, педагоги Екатеринбургской школы № 3, дали мастер-класс на тему «Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ментальными нарушениями (из опыта работы), ТМНР». Ольга Викторовна отметила, что ребенок с ТМНР, имея возможность выбирать между «заниматься с педагогом» и «не делать ничего» всегда предпочитает второе, поэтому установление контакта с ребенком, вовлечение его в игровое занятие и удержание его внимания – долгий, тщательно выстроенный и очень важный этап.

Педагоги и присутствующие студенты задавали ведущим мастер-классов много вопросов, интересовались их наработками, завязывали полезные профессиональные контакты. Цель работы секции достигнута – в стенах УрГПУ состоялся живой и очень содержательный разговор между профессионалами, а их опыт работы с самой сложной группой детей с нарушениями развития заинтересовал будущих специальных психологов и педагогов.

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*