Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблема гиподинамии в современном цифровом обществе (на примере студентов Минусинского сельскохозяйственного колледжа)

03.05.2024 54 56
Щевичкина Нина Петровна
Щевичкина Нина Петровна, преподаватель

Ерусланкина Анна Юрьевна
Ерусланкина Анна Юрьевна, студент

Леонова Любовь Николаевна
Леонова Любовь Николаевна, преподаватель

Минусинский сельскохозяйственный колледж

Гиподинамия является одной из  проблем современности, поскольку всё большему количеству людей, в силу различных обстоятельств не хватает двигательной активности. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) утверждает, что физическая инертность (гиподинамия) является четвёртым по значимости фактором риска смертности [2].

Явление гиподинамии выражено и среди студенческой молодежи, которая вынуждена большую часть времени проводить на учёбе в сидячем и малоподвижном состоянии. Гиподинамия у студентов негативно отражается на состоянии здоровья:  обостряются некоторых хронические болезни,  возрастает стресс,  появляется синдром хронической усталости, снижается работоспособность и иммунитет организма, постепенно развиваются психосоматические  заболевания [6]. От молодого поколения зависит дальнейшее социально-экономическое развитие страны, демографическая ситуация, поэтому проблема профилактики гиподинамии приобретает общественный характер и требует серьёзного подхода к её решению.

Гипотеза: приводит ли увеличение учебной нагрузки к изменению в образе жизни студентов и снижению уровня физической активности? что может  способствовать развитию гиподинамии и негативно сказываться на  состоянии здоровья?

Цель исследования: провести анализ причин, способствующих развитию гиподинамии, выявить группы риска, оценить степень подверженности развития гиподинамии в студенческой среде на примере обучающихся Минусинского сельскохозяйственного колледжа, разработать мероприятия по профилактике развития гиподинамии с использованием ИТ.

Задачи исследования:

  1. Изучить источники информации; проанализировать и обобщить найденный материал;
  2. Проанализировать результаты google-опроса; 3. Исследовать факторы риска развития гиподинамии среди студентов по результатам анкетирования; 4. Разработать мероприятия по профилактике развития гиподинамии; 5. Сделать выводы и заключения по теме и гипотезе исследования.

Методы исследования: теоретические методы: анализ,  выделение главного, описание;

эмпирические: google-опрос, визуализация полученных данных.

Объект исследования: студенты КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж»

Предмет исследования: степень проявления гиподинамии среди студентов и уровень знаний студентов по вопросам профилактики развития гиподинамии.

Отсутствие достаточной физической активности оказывает серьёзное негативное воздействие на организм. Гиподинамия приводит к развитию разных заболеваний и нарушений в работе органов и систем. Недостаток двигательной активности вызывает снижение физической выносливости, ухудшение работы сердца и сосудов. При отсутствии регулярных физических нагрузок возникают проблемы: повышенное давление, ухудшение кровотока, развитие атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний. Гиподинамия  негативно влияет на обменные процессы в организме. При сидячем образе жизни мышцы ослабляются, кости становятся более хрупкими и подвержены повреждениям, может появиться остеопороз, мышечная дистрофия, нарушение осанки. Помимо физического аспекта, гиподинамия оказывает отрицательное влияние на психическое здоровье[4]. Одним из главных факторов, способствующих возникновению гиподинамии, является сидячий образ жизни. Время, проведённое в положении сидя, значительно увеличилось с развитием технологий и автоматизации. Значимым фактором является транспорт – в силу удобства и доступности всё больше людей предпочитает использовать автотранспорт даже для кратких поездок.  Пешеходные прогулки,  велосипедные поездки уступают место автомобилям, что также ведёт к  гиподинамии. Современные развлекательные технологии,  многочисленные видеоигры, социальные сети и онлайн-контент способствуют сидячему образу жизни, не предоставляя достаточных стимулов для двигательной активности.

Социальными факторами  гиподинамии являются стресс и перегрузки на работе или учёбе, когда остается немного времени  для занятий спортом и физических упражнений. Также аспектом является недостаток мотивации  о важности физической активности.

Исследования учёных показывают, что цифровизация имеет как положительное, так и отрицательное влияние на уровень физической активности.

Положительное влияние цифровизации на физическую активность: доступ к информации о фитнесе и здоровом образе жизни, которые предлагают тренировочные программы, рекомендации по питанию и мотивацию для занятий спортом.  Технологии отслеживания активности: с помощью смарт-часов можно определять количество пройденных шагов, потраченные калории, что может  мотивировать для физической активности. Виртуальные тренировки и онлайн-группы: с помощью видеоплатформ можно присоединяться к виртуальным тренировкам и группам, делиться опытом и мотивировать друг друга. Отрицательное влияние цифровизации на физическую активность: сидячий образ жизни: люди проводят много времени перед компьютерами, телевизорами и смартфонами; некоторые люди зависимы от цифровых устройств, уделяя им много времени в ущерб физической активности; цифровые тренировки и онлайн-группы не всегда могут заменить полноценное общение и поддержку, которые люди получают в реальном мире.

Для проверки теоретических положений и получения ответов на вопросы гипотезы была составлена анкета из 20 вопросов. Объём выборки для анкетирования составил 230 человек при генеральной совокупности 1200 чел., из которых 105 человек – женщины, 125 человек – мужчины. Большая часть опрашиваемых -119 человек - от 15 до 18 лет; 98 респондентов -  от 19  до 22 лет, также в опросе участвовала более старшая аудитория студентов, возраст которых от 23 лет и больше - 13 человек. Погрешность выборки составляет 0,05%.

Подвижными людьми себя считают 170 студентов,  60 чел. не относят себя к таковым. При пользовании лестницами лишь 20% респондентов поднимаются с трудом. В помещении с лифтом 43% студентов им пользуются, по лестнице поднимаются 27% и  29% пользуются лифтом в случае, если подняться нужно на 3 этаж и выше. Для 31% студентов прогулка – это часовая прогулка по городу, для 25% это час-другой ходить пешком, для 23% прогулкой считается длительное времяпровождение на открытом воздухе (не менее 3-х час.) и  21% считают прогулкой выход на улицу, чтобы подышать полчаса. Более половины опрошенных (53%) испытывают радость, когда появился повод размяться, если их подняли с рабочего места. Более 3 час. в день за гаджетами и ПК проводят 55%, более 2 часов – 18% и 25% тратят на гаджеты не более 1 часа в день. 64% студентов смотрят телевизор более 3 час. в день. Студенты проводят свободное время следующим образом: 37% занимаются домашними делами; 29% принимают горизонтальное положение или отсыпаются; 19% проводят свободное время за гаджетами и 13% идут в досуговые заведения. Половина опрошенных устаёт после занятий в колледже, не устают 15% и устают иногда 35% респондентов. Сон помогает справляться с усталостью 57% опрошенных, прогулка и физическая активность – 25% и 17% соответственно. У 64% опрашиваемых была физическая активность за последнюю неделю (месяц). Не занимаются спортом 42% студентов, почти 21% занимаются силовыми видами спорта (ввиду того, что колледж специализируется преимущественно на специальностях, присущих мужской части населения), командными видами спорта занимаются 11% опрашиваемых, 10% увлекаются спортивными единоборствами.

Полученные результаты чётко показывают, что студенты в большинстве своём динамичны, но для более трети студентов уже характерна гиподинамия.

При использовании информационных технологий можно разработать эффективные мероприятия по профилактике гиподинамии. Можно создать специальные онлайн-тренировки, которые будут доступны каждому желающему. Тренировки могут быть разнообразными и адаптированными к разным возрастным группам и уровню физической подготовки. Можно создать виртуальный фитнес-клуб. Это место, где люди смогут заниматься физическими упражнениями в виртуальной реальности. Клубы могут предлагать разные виды тренировок, от йоги и пилатеса до кардио-тренировок и силовых упражнений. Виртуальная реальность позволяет создать идеальные условия для тренировок, а также добавить элементы игры и соревнования, что делает занятия более интересными и мотивирующими. Допустимо использование мобильных  фитнес-трекеров для мониторинга физической активности. С помощью них можно отслеживать показатели - количество шагов или пройденное расстояние, количество сожжённых калорий или степень реактивности и внимания. Можно предлагать разные задания и челленджи, которые будут мотивировать к более активному образу жизни. Информационные технологии позволяют организовать онлайн-консультаций с врачами и тренерами.

Общие рекомендации по профилактике гиподинамии: регулярные физические упражнения, активность в повседневных делах, правильное питание, регулярные перерывы и разминки, а также правильный сон и режим дня - всё это помогает сохранить физическое и психическое здоровье студентов. Придерживаясь этих рекомендаций, студенты смогут улучшить свою общую физическую форму, снизить риск развития различных заболеваний, повысить свою активность и продуктивность в повседневной жизни.

В заключение можно отметить, что проблема гиподинамии среди студентов Минусинского сельскохозяйственного колледжа является актуальной и требует внимания. Анкетирование позволило выявить основные причины и факторы, влияющие на уровень физической активности студентов. Для решения проблемы необходимо пропагандировать вышеперечисленные рекомендации и создавать условия для физической активности внутри колледжа. Только так можно будет повысить осведомлённость студентов об опасности гиподинамии и помочь им поддерживать здоровый образ жизни.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Проблема гиподинамии в современном цифровом обществе (на примере студентов Минусинского сельскохозяйственного колледжа)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*